Ср, 06/10/2020 - 12:47
Жаңалықтар

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий.

Сейчас сложно оценить положение дел в аграрном секторе Казахстана. Многочисленные попытки поднять сельскохозяйственную отрасль и улучшить жизнь фермеров никак, в общем-то, не отразились на многолетней стагнации села. Напротив, в последние годы появилась тенденция, если не к развалу, но к снижению экономических показателей отрасли, за счет которой обеспечивается продовольственная безопасность страны.

Впрочем, по мнению доктора экономических наук, профессора, временно исполняющего обязанности генерального директора Казахского научно-исследовательского института агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Галии Акимбековой, в настоящее время необходимо пересмотреть подходы к созданию сельхозкооперативов. Об этом она рассказала в интервью с корреспондентом «КазахЗерно.kz».

— Галия Уйсимбековна, о необходимости кооперации в сельском хозяйстве страны первый президент РК Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил в своих обращений к народу. Вроде бы в последние годы шла работа по созданию сельскохозяйственных производственных кооперативов. Только в Жамбылской области было создано более 50 СПК. Однако теперь президент РК Касым-Жомарт Токаев обращает внимание на проблему кооперации. С чем это связано?

— Здесь несколько факторов, которые до сих пор не принимаются во внимание. В послании первого президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана в 2012 году была отмечена необходимость «поощрения малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации». К этому вопросу он возвращается в послании 17 января 2014 года. Тогда Н. Назарбаев поручил «устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию» и в обращении к народу от 31 января 2017 года, когда правительству и акимам областей было поручено «в течение 5 лет создать все условия для объединения более 500 тыс. домашних хозяйств и малых фермеров в кооперативы».

В рамках выполнения поручения в феврале 2017 года кабинет министров разработал и утвердил государственную программу развития АПК на 2017-2021 годы. В документе одной из главных программных задач определено «вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию». Согласно программе, сельскохозяйственным кооперативам предоставлялось приоритетное право получения всех мер государственной поддержки.

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий

Между тем, несмотря на все обозначенные меры поддержки, сельскохозяйственная кооперация в республике не получила ожидаемый социально-экономический эффект. Причиной этого, во-первых, является  проведение процесса кооперации ускоренными темпами, установление Плана их организации с утвержденными госорганами количеством и направлением деятельности, что привело к нарушению кооперативных принципов (добровольности, демократичности  др.).  Во-вторых,   кратковременность государственной  их поддержки,  которая осуществлялась только в течение 2017 года, в 2018 году ее отменили. В-третьих, недостаточность разъяснительной работы о преимуществах объединения мелких хозяйств, отсутствие системности и комплексности проведенных мер  по развитию сельхозкооперации. В результате увеличение количества сельскохозяйственных кооперативов не способствовало повышению качественных показателей роста производства сельскохозяйственной продукции, доходов непосредственных производителей продукции, развитию инфраструктуры в сферах хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции, обеспечению основными средствами производства и обслуживанию сельхозтоваропроизводителей.

В связи с тем, что проблема малых форм хозяйствования в республике так и не решена, проведенные меры господдержки СПК были приостановлены, процесс кооперирования не достиг ожидаемых  результатов из-за нарушения главных его принципов,  отсутствия  разработанной  государственной Программы  развития сельскохозяйственной кооперации. Именно поэтому сегодня снова поднимается вопрос кооперации.

— Какие проблемы должна решить сельскохозяйственная кооперация и в чем ее значимость для развития аграрного сектора страны?

— В настоящее время основным фактором, сдерживающим развитие АПК Казахстана, является мелкотоварный характер сельскохозяйственного производства. Основными производителями сельскохозяйственной продукции по-прежнему остаются мелкие хозяйства. Доля крестьянских и домашних хозяйств в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 52,7%, особенно животноводческой продукции -78,1%. При этом усилилась роль посредников в процессе продвижения сельхозпродукции от производителя до потребителя, полностью исключившие взаимосвязь сельскохозяйственных, перерабатывающих, торгово-сбытовых предприятий. В связи с этим остро стоит вопрос решения проблем, связанных со своевременным сбытом сельхозпродукции, хранением и реализацией ее в межсезонье, доставки ее до мест переработки.

Отсутствие согласованных, взаимовыгодных связей между производителями сельхозсырья с перерабатывающими и торгово-сбытовыми предприятиями привело к снижению доли переработки сельхозпродукции (молока – до 23,3%, мяса –  до 27,8%, плодов и овощей – до 11,3%). В итоге перерабатывающие предприятия не загружены на полную мощность,  а отечественная продукция сельского хозяйства не способна конкурировать с импортными товарами ни по цене, ни по качеству.

Мелкие хозяйства на сегодня финансово несостоятельны, отсутствуют собственная сельхозтехника, нет возможности приобретать семена, удобрения, корма, горюче-смазочные материалы. Фермеры не могут брать банковские кредиты и пользоваться мерами господдержки в виде субсидий, инвестсубсидий, льготного кредитования в связи с несоответствием их предъявляемым требованиям, отсутствия залогового имущества и многого другого.  

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий

Стоит ли удивляться низкому уровню доходов сельских жителей, не позволяющему им обеспечить необходимый стартовый капитал для развития малого и среднего бизнеса. Именно низкий уровень приложения труда в сельской местности стал причиной роста безработицы, оттока молодежи из села в город.

 Анализ положения дел в АПК республики показывает, что на данном этапе ни одна из сфер этой отрасли не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. Сельхозтоваропроизводители, не связанные координационными отношениями с перерабатывающими и торгово-сбытовыми предприятиями, не смогут эффективно реализовывать свою продукцию, будут вынуждены содержать всевозможных посредников. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК может стать объединение их усилий на основе кооперации как важнейшего фактора стабилизации экономики республики.

Развитие кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» решит проблемы мелкотоварного характера сельхозпроизводства, своевременного сбыта сельскохозяйственного сырья, возможности хранения и реализации ее в межсезонье, доставки ее до переработки, устранит посредников в процессе продвижения сельхозпродукции до потребителя, а также будет способствовать развитию системы обеспечения фермеров основными средствами производства (семена, удобрения, ГСМ и так далее) и предоставления им агротехнических, ветеринарных, сервисных и других услуг по доступной им цене. Преимуществом объединения мелких производителей в кооператив является также возможность совместного использования сельхозтехники, оборудования, единой системы севооборота, внедрения прогрессивных технологий.  

Кроме решения экономических проблем развитие сельскохозяйственной кооперации способствует решению социальных проблем, в частности, повышению занятости на селе, а также повышению доходов непосредственных сельхозтоваропроизводителей. Мировая практика подтверждает высокую эффективность использования потенциала сельхозкооперации, в особенности как выход из экономического кризиса,   обеспечения продовольственной безопасности населения страны, развития  малого и среднего бизнеса, логистической цепочки продвижения сельхозпродукции от производителя до потребителя.

— Все перечисленные вами задачи содержатся в законе РК «О сельскохозяйственных кооперативов», принятом в 2015 году. Почему наши фермеры сегодня оказались в столь незавидном положении?

— Да, 29 октября 2015 года был принят закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», утвержденный мажилисом парламента. К сожалению,   процесс кооперирования сельхозтоваропроизводителей  не получил дальнейшего развития и поддержки со стороны МСХ после 2018 года, проведенный анализ ситуации позволил нам выявить позитивные и негативные направления их развития.

 К позитивным направлениям развития сельскохозяйственной кооперации в республике можно отнести факт, что принятие нового закона позволило сельхозкооперативам (сбытовым, перерабатывающим, снабженческим, сервисным и другой направленности) присвоить правовой статус коммерческой организации, позволяющий распределять чистый доход кооператива между его членами пропорционально вкладу каждого участника (в ранее действовавших законах данные кооперативы имели статус некоммерческой организации, что не давало возможности распределять полученный доход кооператива между его членами). Также в 2017 году были утверждены новые Правила государственной поддержки сельхозкооперативов, согласно которым предоставлялось приоритетное право получения субсидий на возмещение затрат по производству сельхозпродукции, инвестсубсидии на приобретение технологического оборудования, льготных кредитов, введен специальный налоговый режим и др., что явилось стимулирующим фактором объединения малых форм хозяйствования. Изменилось отношение сельхозтоваропроизводителей к процессу кооперирования, появилось доверие, желание объединиться с целью совместного сотрудничества и защиты своих интересов, открытия собственного бизнеса, начала развиваться система хранения, первичной переработки сельхозпродукции.

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий

Однако есть и негативные моменты. К ним можно отнести нарушение основного принципа кооперации — добровольности вступления в кооператив. При создании СПК действовал в значительной степени принцип «сверху-вниз» вместо «снизу-вверх»,  был установлен План организации сельскохозяйственных кооперативов, что способствовало увеличению их количества, но не повышению эффективного функционирования. Не способствовало укреплению идеи и то, что при предоставлении мер господдержки сельхозкооперативам предъявлялось требование объединения не менее 20 ЛПХ. В случае меньшего количества членов кооператив не может  претендовать на получение субсидий, инвестсубсидий, льготного кредитования и налогообложения. Это привело к созданию «лжекооперативов», когда в члены кооператива включали посторонних людей, не имеющих отношения к сельхозпроизводству и кооперации. Не нужно забывать и о недостаточной информированности  сельских товаропроизводителей о преимуществах кооперации, механизме их создания и функционирования, основных положениях нового Закона, мерах господдержки, отсутствие комплексности в процессе разъяснительной работы механизма создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов. Этот фактор также не способствовал развитию сельхозкооперации. Прибавьте сюда сложности получения льготного кредита из-за отсутствия залогового имущества или его неликвидности у мелких хозяйств, значительного количества документов, требуемых «Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства», отсутствие финансовых средств у малых форм хозяйствования (ЛПХ, КХ и др.) на покупку кормов, на строительство инфраструктуры для убойного цеха в виде подведения света, воды, высокий удельный вес затрат на сбор и транспортировку продукции.

 То есть даже самый высокий посыл не может принести пользу, если не учесть существующие в сельском хозяйстве проблемы и ошибки проведенных реформ,  о которых Вы сказали выше. Что необходимо сделать, чтобы изменить сложившееся положение?

 — В первую очередь необходимо разработать и принять Государственную программу развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан, основной целью которой является обеспечение устойчивого развития кооперационных процессов, повышение его роли в стабилизации АПК, защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей. С учетом специфических особенностей каждого региона рекомендуется разработать региональные программы развития сельхозкооперации, которые будут включать разъяснительную работу, оказание финансовой, организационной, производственной, пропагандистской, консультационной, информационной, практической помощи созданным кооперативам. 

Помимо этого, способствовать укреплению СПК сможет разработка и реализация в ряде регионов страны, в частности в южных областях, где высокая востребованность объединения малых форм хозяйствования (ЛПХ, КФХ и др.) пилотных проектов по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» с целью формирования эффективного механизма продвижения сельхозпродукции от производителя до потребителя по технологической цепочке «производство-хранение-переработка-сбыт». Создание пилотных проектов сельхозкооперативов в зависимости от вида деятельности и отраслевой специализации позволит продемонстрировать положительный опыт их функционирования, выявить специфику и особенности каждой модели кооперации,  устранить имеющие ошибки и учесть риски, проводить информационно-консультационные работы по проблемным вопросам их деятельности.

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий

Также мы предлагаем внести изменения и дополнения в некоторые нормативно-законодательные акты, касающиеся сельскохозяйственной кооперации. Так, в закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах» от 29.10.2015 мы предлагаем внести изменения в статью 36 п.1 «сельскохозяйственный кооператив обязан ежегодно осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного кооператива. В действующем законе прописано, что «сельскохозяйственный кооператив вправе осуществлять ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности», то есть, не обязательно. Указанная норма направлена на обязательность и контроль ведения учета деятельности кооператива, повышение доверия членов кооператива к аппарату управления кооперативом. Данное предложение обосновывается тем, что в зарегистрированных сельхозкооперативах не ведется должным образом первичный и бухгалтерский учет, паевой фонд кооператива формируется только из вступительных взносов (5 МРП), не формируется имущественный, дополнительные взносы, являющиеся основой для начисления дивидендов членов кооператива. Соответственно не сформирован резервный и другие фонды, не ведется контроль по формированию доходной части кооператива. Обязательное осуществление ревизии финансово-хозяйственной деятельности сельхозкооперативов и их вступление в Ревизионный союз сельхозкооперативов будет способствовать решению представленных проблем.

Далее в Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах» от 29.10.2015 надо внести новый раздел «Внутрихозяйственный механизм взаимоотношений между членами кооператива и самим кооперативом», где будет подробно описан механизм формирования паевого фонда, внесения паевых, имущественных и дополнительных взносов, распределения дохода между участниками кооперации в зависимости от формы, вида деятельности, дивидендов, механизм внутрихозяйственных расчетов при предоставлении разных видов услуг, организации кооперативных объектов.  

Ситуация может измениться в лучшую сторону, если в Налоговый Кодекс РК внести дополнение к разделу «Вычеты» статья 100 подпункт следующего содержания «Расходами налогоплательщиков являются кооперативные выплаты членам сельскохозяйственного кооператива». Это позволит снизить риски нарушения правовых норм, во избежание двойного налогообложения и дисбаланса при распределении чистой прибыли кооператива.  На сегодняшний день  роль кооперативных выплат  не выполняется, не  используется основная их функция для защиты интересов членов кооператива.

Время экспериментов прошло, настала пора реальных действий

Совершенствовать механизм господдержки сельхозкооперативов позволит сохранение приоритета при предоставлении инвестсубсидирования до 50% на приобретение технологического оборудования и сельхозтехники. Это сможет стимулировать создание сельхозкооперативов не только в отраслях животноводства (как было ранее), но и растениеводства, особенно в южных регионах РК, особо нуждающиеся в кооперировании. При этом не последнее значение имеет сохранение приоритета предоставления льготного кредита сельхозкооперативам путем упрощения процедуры кредитования и сокращения перечня документов, сроков рассмотрения заявки, пересмотра политики залогового обеспечения. От реализации мер государственной поддержки, в особенности на начальной стадии организации кооператива, зависит дальнейшее их развитие, в том числе создание инфраструктуры продвижения продукции «от поля до прилавка», кооперативных объектов (молокоприемных пунктов, откормочных хозяйств, убойных цехов, овоще-фрукто-картофелехранилищ, теплиц и других).

При этом необходимо проводить постоянный мониторинг и периодические выборные обследования сельскохозяйственных кооперативов с целью получения достоверной информации о деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их эффективности. И немаловажное значение имеет информационно-консультационное сопровождение развития сельскохозяйственной кооперации, создание  учебно-методических центров, направленных на подготовку и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей, специалистов СПК.

— Если вашему институту предложат стать одним из разработчиков Программы развития сельхозкооперации, вы согласитесь?

— Разумеется, согласны, так как вопросам сельскохозяйственной кооперации наш Казахский НИИ экономики АПК  и развития сельских территорий уделяет особое внимание, учитывая ее значимость для развития АПК Казахстана. Кроме этого нами  был  разработан проект закона РК «О сельскохозяйственных кооперативах»,  под руководством Министерства сельского хозяйства РК он был обсужден в широком кругу общественности с участием депутатов обеих палат парламента,  министерств и ведомств (МСХ, МЮ, МНЭ и др.), сельхозтоваропроизводителей, общественных союзов (Союз фермеров, Молочный союз и так далее), зарубежных экспертов (Аграрно-политический диалог, Союз кооперативов Райффайзен, ОЭСР и др.), НИИ и аграрных вузов, и утвержден мажилисом парламента 29 октября 2015 года. Нами разработаны  методические рекомендации по правовым, экономическим основам их создания, механизму внутрихозяйственных отношений между членами и кооперативам, проведено научное сопровождение создания и организованы пилотные проекты сельхозкооперативов в Жамбылской, Туркестанской, Алматинской областях. Наши сотрудники имеют значительный опыт организации обучающих семинаров, проведено более 100 семинаров, тренингов по вопросу сельхозкооперации в разрезе областей РК для сельхозтоваропроизводителей, акимов СНП, районов, областей, в том числе под эгидой НАНОЦ и НПП «Атамекен».

Источник: https://kazakh-zerno.net/168475-vremja-jeksperimentov-proshlo-nastala-pora-realnyh-dejstvij/