ср, 07/29/2020 - 11:33
Новости

В Казахстане впервые разработана программа снизу вверх, а не сверху вниз, как обычно. Отраслевая программа развития овцеводства, была инициирована ОИПЮЛ «Национальная ассоциация овцеводов Казахстана SHOPAN ATA».

Ассоциации помогли также Республиканская палата «Овец грубошерстного направления продуктивности», Республиканская палата «Тонкорунных и полутонкорунных пород овец», ТОО «КазНИИЖиК», ученые и форсайтеры.

Авторы программы овцеводства

Миссия отраслевой программы развития овцеводства

«Программа разработана по заказу Ассоциации овцеводов без государственного финансирования и госзаказа. Но она принята МСХ и оформляется в качестве отраслевой государственной программы. Сейчас прошла стадия согласования с регионами, идет переговорный процесс с другими министерствами и международными организациями», — сообщила руководитель агентства «EXIMAR Foresight», форсайтер и разработчик отраслевых программ Айман Турсынхан.

МИССИЯ программы: повышение благосостояния сельских жителей через занятость и устойчивое массовое предпринимательство в овцеводстве.

Планируется, что общее поголовье овец к 2030 году достигнет 36,3 млн. голов с устойчивой породной структурой по всем направлениям продуктивности.

Поставлена задача достичь глубокой интеграции овцеводства с пищевой и текстильной индустриями с совокупным производством продукции с добавленной стоимостью 17 млрд. USD в год, а также Экспортный оборот в год должен составлять не менее 2 млрд. USD.

Потенциал развития овцеводства в Казахстане

Потенциал страны огромный. Это наличие 187 млн. гектар выпасов. Однако, в настоящее время не используются удалённые 60 млн. гектаров выпасов.

«Недавно президент поручил Министерству сельского хозяйства заново организовать комиссию по реформе земли. Для подготовки предложения по реформе земельного законодательства. Наша ассоциация намерена вступить в эту комиссию и искать пути решения проблемы. Мы хотим, чтобы казахские фермеры имели доступ к земле, а не то, что сейчас мы имеем, когда аким какого-то района превращается в дельца с землей», — отметил Председатель правления ОИПЮЛ «Национальная ассоциация овцеводов Казахстана SHOPAN ATA» Алмазбек Садырбаев.

В Казахстане самый большой в мире потенциал экспансии животноводства – общая площадь земель сельхоз назначения с учетом земель запаса превышает 225 млн. гектаров.

Это дает возможность роста поголовья МРС до 49,2 млн. голов, коз 6,8 млн. голов, КРС до 21,5 млн. голов, лошадей 7,9 млн. голов, верблюдов 0,6 млн. голов, птицы домашней 128-130 млн. голов, свиней 2,4 млн. голов без ущерба для экологической обстановки и состояния хрупкой экосистеме пастбищных земель.

Отсутствие интеграции овцеводства с текстильной и пищевой индустриями

Однако, одним из слабых сторон является концентрация более 60% поголовья овец в ЛПХ, низкая производительность, не привлекательные условия труда и быта, нехватка специалистов, плохое состояние пастбищных угодий вокруг сел и наличие неиспользуемых удаленных 60 млн. гектар выпасов.

Кроме того, разрушена и отсутствует интеграция овцеводства с потребляющими текстильной и пищевой индустриями, развалена инфраструктура заготовки сырья.

«Мы планируем количество голов их довести с 18 млн сейчас в течение 10 лет до 36 млн. Это на самом деле небольшой рост, около 7%. У нас сегодняшний день рост поголовья составляет около 3% и 4%. То есть мы хотим просто только в два раза роста, если государственная поддержка окажется своевременным, если решить вопросы софинансирования и налоговая политика «Казагро» изменится, то я уверен, что мы этой цели достигнем даже заранее. Особенно в период коронавируса народ понял, что держать скот — это независимость. Дает возможность не бояться всяких экономических катаклизмов и кризисов», — говорит Алмазбек Садырбаев.

Вдумайтесь только, овцеводство Казахстана в 1993 году насчитывало 33,4 млн. голов овец.

Однако, с развалом СССР, в Казахстане и России поголовье овец сократилось более чем в 2 раза с 1994 по 2020 годы.

Тем временем, в Китае (с 61 – 161 млн), Монголии (с 12,1 — 30,1 млн), Узбекистане (с 9,3 — 16,8 млн) и Туркмении (с 5,4 — 14,0 млн) за этот же период поголовье выросло в 2-3 раза.

В настоящее время Китай – мировой лидер: занимает 13% мирового поголовья овец, 23,5% производства баранины, 22% производства шерсти, 17% мирового экспорта шерсти.

На вопрос о том, «не говоря о других странах, как удалось в Монголии вырастить поголовье овец с 12,1 млн до 30,1 млн и иметь чабанов, имеющих в хозяйстве начиная тысячами и десятками тысяч овец», эксперты ответили следующее:

Алмазбек Садырбаев: «Когда разрушился социализм и начали строить капитализм, они оставили 12 или 14 мясокомбинатов и сделали их главным оператором и они всё мясо закупали. И всё мясо которые там производится, идёт через эти мясокомбинаты».

Айман Турсынхан: «по поводу бурного развития овцеводства в Монголии — этот уклад жизни изначально не ломался. Но в Башкирии пришлось ввести стимулы для восстановления отгонного животноводства. То же самое предлагаем и мы».

Цель программы: 36,3 миллиона голов овец к 2030 году

По словам Алмазбека Садырбаева, в ассоциации сейчас около 5000 овцеводов. Это личное подсобное хозяйство и фермерские хозяйства.

А более точного количества чабанов по всей стране никто не знает. Таких точных данных, точного учета нет.

«В итоге реализация программы мы хотели бы иметь около 5000 уверенных товарных хозяйств. И около 500 тысяч — 700 тысяч хозяйств, которые специализируются именно на овцеводстве. Нам бы хотелось иметь около 300 переработчиков разного направления. И самое главное — развивать племенное хозяйство. Она сейчас составляет около 10 и 12%.  Надо его довести до 15 — 17%, и это мировой уровень», — подчеркнул Алмазбек Садырбаев.

Отметим, что племенное поголовье овец в стране в настоящее время составляет 3 162 363 голов.

Мировой экспорт продукции овцеводства — $20 млрд

Тем временем, мировой экспорт продукции овцеводства сегодня достиг в денежном выражении 20 млрд. USD.

Тенденция на рынке такая, что идет восстановление доли баранины в структуре потребления мяса.  Мировой рынок мяса достиг в 2019 году 335 млн. тонн, к 2030 году OECD прогнозирует рост до 339 млн. тонн.

При этом с 2015 года идет ускоренное восстановление доли баранины в мировой структуре потребления на фоне замедления роста потребления говядины (из-за высокой стоимости) и свинины (из-за неблагополучной эпизоотии).

Емкость мирового рынка баранины составляет 11,7 млн, тонн в год, при этом 12,4% экспортируется.

Географически для экспорта казахстанской баранины можно рассматривать 3 направления логистики:

  • Европейский коридор (Россия, Германия, Франция, Италия, Бельгия)
  • Юго-Восточный коридор (Китай, Тайбэй, Гонконг, Малайзия, Япония, Южная Корея)
  • Персидский коридор (Иран, ОАЭ. Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман, Иордания)

Казахстан сегодня экспортирует баранину в Россию, Иран, Китай, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар и Кувейт в объеме 3028 тонн за 2018 год на сумму 15452 тысячи USD, за 2019 год 2 503,5 тонн на сумму 12 318,8 тысяч USD.

Потенциал отрасли овцеводства РК к 2030 году

Разработчики программы рассчитали, что потенциал отрасли к 2030 году: 375-400 тысяч тонн баранины; 80 тысяч тонн шерсти; 12,5 млн. единиц овчин; 260 тыс. каракулевых шкурок.

При тесной интеграции с глубокой отечественной переработкой овцеводство будет крупной экспорт ориентированной индустрией.

Прямые субсидии нужны в низкорентабельных секторах:

• Племенное дело и агронаука;

• Массовое товарное овцеводство;

• Первичная заготовка сырья;

• Кормовая база и управление выпасами.

Настоящая программа нацелена на создание постоянных 1 420 000 рабочих мест в сельской местности.

Взаимодействие с программой массовой продуктивной занятости «Енбек» позволит решить ключевые проблемы привлечения и удержания человеческого капитала (квалифицированных кадров, трансферта технологий и развития отечественной агро науки) на селе через обеспечение достойного качества жизни в месте локации секторального рынка труда.

Необходимые подпрограммы:

1. Доступное жилье на селе;

2. Развитая социально бытовая инфраструктура — агрогородки;

3. Школы интернаты в селах;

4. Фермерские школы для ЛПХ;

5. Система среднего технического образования;

6. Повышение уровня производительности через связь науки, высшего образования и товарных хозяйств.

«Отслеживать результаты реализации программы — это задача МСХ. Однако, мы, как ассоциация, как одна из заинтересованных сторон. К тому же, в реализации программы участвует не только Министерство сельского хозяйства, здесь затрагиваются и вопросы занятости, и вопросы экологии, и вопросы образования. Предстоит очень много работы с правительством. Поэтому мы сами тоже будем отслеживать и вопросы совместно будем отрабатывать», сообщил А.Садырбаев.

Как поднять статус чабана в Казахстане?

В целях развития массовой занятости в сельской местности, разработчики программы предлагают на порядок поднять статус работников отгонного животноводства.

  • Для поднятия статуса чабана, удержания и привлечения кадров в отгонное животноводство необходимо внести дополнения в статью 18 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» по льготам для работников отгонного животноводства со статусом чабана в 2-х категориях с поправкой на рыночную экономику с институтом частной собственности:
  • Наемные работники хозяйствующих субъектов отгонного животноводства;
  • Индивидуальные и кооперативные чабаны – тысячники.

Чабанам должны быть восстановлены следующие льготы по Постановлению Кабинета Министров Казахской CCP от 12 июля 1991 г. N 426 «О перечне категорий работников отгонного животноводства, на которых распространяются льготы, предусмотренные Законом Казахской CCP «О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса в Казахской CCP»:

— право на пенсию по возрасту на льготных условиях: мужчинам — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанной работе, женщинам — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанной работе;

— безвозмездное предоставление служебной жилой площади c надворными постройками нa отгонном участке;

— строительство по желанию работника на центральной усадьбе за счет средств хозяйства или местного бюджета жилого дома (квартиры) c надворными постройками, который по истечении 10 лет работы в отгонном животноводстве передается в личную собственность работника;

— выдавать безвозмездно молодым семьям чабанов и других работников отгонного животноводства (в возрасте до 30 лет) для организации личного подсобного хозяйства корову, 10 овец и в течение первого года оказывать помощь кормами.

— освобождение от оплаты топлива, коммунальных услуг и электроэнергии;

— содержание в школах-интернатах и пришкольных интернатах детей работников отгонного животноводства в возрасте до 17 лет на полном государственном обеспечении;

— первоочередное обеспечение путевками в санатории, дома отдыха и другие оздоровительные учреждения;

— организация вахтовым методом работы на удаленных выпасах с установлением в соответствии с уровнем экстремальности условий труда районных коэффициентов доплаты к заработной плате от 1,25 до 1,5; полное обеспечение за счет работодателя необходимыми спецодеждой, гужевым и мото транспортом, полевым станом (юртой /жилым вагончиком с электрофикацией, обеспечением топливом, водой), необходимым оснащением и реквизитом, огнестрельным служебным оружием и иным инструментарием для обороны от хищников, продовольствием для беспрепятственного исполнения трудовых обязанностей;

— право на получение натурного гранта по программе «Асыл Қой» для развития личного подворья в составе семейного кооператива по 50 голов овцематок и 2 кошкара на 1 семью.

Общий рынок труда отрасли овцеводства — 1,2 млн. рабочих мест

В период с 2020 по 2030 годы в Отраслевую программу развития овцеводства планируется вовлечь субъектов АПК 69 201 бизнес единиц в форме юридических лиц и 474 623 ЛПХ в форме ИП. Это составит около 30% всего рынка труда в сельской местности до самого удаленного аула.

Программа обеспечит занятость 606 582 квалифицированным специалистам, в том числе 6 790 специалистов ИТР с высшим образованием и 599 792 специалистов с техническим профессиональным образованием, а также занятость для 600-800 тысяч разнорабочих без квалификации.

Общий рынок труда отрасли от кормозаготовки до производства готовой продукции составит 1,2 млн. рабочих мест с минимальной заработной платой в 350-400 долларов США в месяц.

Производительность труда без учета текстильных 5 комбинатов составит 14 927 долларов США на каждого занятого в отрасли.

Удержание в сельской местности с высоким качеством быта и условий труда составит 32% всего населения Республики Казахстан. Произойдет возвращение рабочей силы в сельскую местность, а уровень жизни сельчан станет не хуже уровня жизни горожан.

В рамках отраслевой программы требуется разработать несколько подпрограмм:

  • Подпрограмма «Shopan Ata» для развития мясного товарного овцеводства, развития сети откормочных площадок, мясопереработки;
  • Подпрограмма с натурными грантами для ЛПХ, объединенных в малые семейные кооперативы «Асыл Қой»;
  • Подпрограмма «Алтын Тұяқ» для развития отечественного племенного овцеводства и агронауки;
  • Подпрограмма интеграции овцеводства с индустриями переработки шерсти, овчин и каракуля «QazFurs» и «QazWool» для внутреннего рынка и на экспорт.

Ядро программы – контрактное фермерство

И самое главное: Ядро программы – контрактное фермерство.

«Для реализации действительно эффективной программы в АПК необходимо другое целеполагание – благосостояние сельчан, а не индикативы «освоенных бюджетных средств». Богатый фермер – стабильные налоги – богатая страна», – резюмируют разработчики.

По их мнению, главной причиной неустойчивости собираемости налогов в сельском хозяйстве является нерентабельность производства и высокая доля теневого оборота. Отдача мер государственной поддержки не видна в виде налоговой отдачи.

Высокая доля (более половины) затрат кредитной и налоговой нагрузки в себестоимости агро производства стимулирует теневой оборот мелкотоварных СХТП.

Раскрытие информации о своей деятельности осуществляют лишь получатели субсидий, компенсируя дотациями отсутствие нормальной рыночной доходности.

Контрактное фермерство, смещая доходность внутри цепочки создания стоимости к массовому СХТП в овцеводстве, одновременно делает их обороты прозрачными. Удешевление стоимости финансирования за счет оффтейк контрактов и операционного лизинга повышает рентабельность. Действующие налоговые коэффициенты по упрощенному режиму в 3-6% не ложатся тяжелым бременем на ЛПХ и товарные овцеводческие хозяйства, но дают госбюджету прозрачных стабильных налогоплательщиков и полностью окупают все субсидии для отрасли.

Мировой опыт контрактного фермерства

Система контрактного фермерства может стать действенным решением, давно апробированным в развитых и развивающихся странах в секторах животноводства и мелкотоварного растениеводства.

По своей сущности – это финансирование в рамках оффтейк контракта. В отличие от стандартного оффтейк контаркта Фермерский контракт заключается на долгосрочной основе с ранней прединвестиционной стадии на срок 5-10 лет с учетом особенностей агротехнического планирования и процесса воспроизводства поголовья скота и птицы.

Национальный Банк Греции (NBG) в 2019 году подготовил специальную программу финансирования «Контрактное фермерство», которая модернизирует весь производственный и торговый цикл покупателей и поставщиков сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Указанная программа направлена на финансирование фермеров и животноводов, чтобы помочь покрыть часть себестоимости их продукции. Единственным условием является то, что указанные производители должны заключить договоры купли-продажи (напрямую или через сельскохозяйственные кооперативы) с торговыми и производственными предприятиями в Греции.

Оплата финансирования осуществляется на особо выгодных условиях через специальную AGROKARTA DEBIT MASTERCARD. Кроме того, производители могут использовать средства для выплаты работникам фермы путем выдачи рабочей марки (ergosimo), а также других расходов, таких как счета за электроэнергию на ферме, счета за подачу воды в обрабатываемые районы и т. д.

Оплата финансирования осуществляется автоматически торговым / производственным бизнесом путем возврата стоимости приобретенных продуктов на депозитный счет производителя. Бенефициары программы контрактного фермерства: Фермеры и животноводы, рекомендованные торговым / производственным бизнесом, партнером которого является NBG, с которым они заключили соглашение о продаже своей продукции (с посредничеством сельскохозяйственного кооператива или без него).

Целевое назначение финансирования — для покрытия части себестоимости продукции (например, закупка сельскохозяйственной продукции, корма для животных, топлива, покрытие расходов на электроэнергию и воду и финансирование затрат на оплату труда).

Обеспечение — установление залога по иску производителя, возникающему в соответствии с соглашением о купле-продаже его продукции через дисконтирование счетов-фактур (факторинг или уступка права требования к покупателю по оффтейк контракту) либо простой заклад денег, поступающих в будущем.

Ограничения – все расчеты через специальную карту «AGROKARTA DEBIT MASTERCARD». Срок до 12 месяцев, в зависимости от сезонности продукта. В принятии решения о выдаче финансирования учитывается не кредитоспособность фермера, а платежеспособность его оффтейкера.

Крупнейшими успешными образцами контрактного фермерства являются целые отрасли птицеводства, овцеводства и скотоводства в США, Индии, Бангладеше, Колумбии, Кении, а также в Германии, Италии, Испании.

Самыми авторитетными руководствами по механизмам контрактного фермерства для мирового сельского хозяйства являются аналитический доклад «Контрактное фермерство – рост за чет партнерства» ФАО за 2001 год (http://www.fao.org/3/y0937e/y0937e00.pdf) и руководство «Аналитический инструментарий по развитию контрактного фермерства» Всемирного Банка за 2014 год.

Инвестиционные программы в рамках отраслевой программы развития овцеводства

Таким образом, в рамках отраслевой программы предлагаются несколько инвестиционных проектов:

  • 10 000 скотомест фидлот + мясокомбинат 300 голов МРС /смена Стоимость проекта 1,6 млрд. тенге, в том числе инвестиции 1,14 млрд. тенге, оборотный капитал 0,5 млрд. тенге Окупаемость проекта 2 года
  • Создание откормочной площадки вместимостью не менее 5000 скотомест единовременного содержания и мясоперерабатывающих предприятий по убою МРС мощностью 300 голов в сутки
  • Земельный участок не менее 25 га под организацию откормочной площадки и строительство мясокомбината с подводом всех необходимых коммуникаций и инженерных сетей в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2025»
  • До 1200 млн. тенге на инвестиционные нужды
  • До 500 млн. тенге на пополнение оборотного капитала
  • Наличие у инициатора проекта сырьевой базы, организованной на основе контрактного фермерства с оффтейк контрактами по закупу товарного молодняка у СХТП в объеме, достаточном для загрузки мощностей.
  • Семейный кооператив 300 голов маточного МРС из 6 индивидуальных ЛПХ Стоимость 29-30 млн. тенге, в т.ч. инвестиции 23 млн. тенге с учетом субсидий, оборотный капитал 5,6 млн. тенге. Окупаемость 2-3 года.

Таким образом, всесторонняя отраслевая программа разработана и передана в МСХ РК.

«На программу по разработке мы затратили менее 7 млн. тенге. Сам МСХ ранее вкладывался в другие свои разработки суммы свыше 400 млн тенге. В эту программу МСХ не вложил ни тиынки»,- сообщила Айман Турсынхан.

«Философия наших предков былая правильная, они всегда спрашивали:«Мал-жан аман ба?». Значит, сперва спрашивали про мал, а потом только жан. Потому что, держать скот, овец это независимость степного казаха», — заключил Алмазбек Садырбаев.

 

Источник: https://foodindustry.kz/v-kazahstane-razrabotana-otraslevaya-programma-razvitiya-ovtsevodstva/?fbclid=IwAR3e507uMvnjAwLIEdCWAB_XIEwvYkTfnOBbLb2JLmdapCh7lvLxn1UzAgA