Направления научной деятельности

1.1 Направления научно-технической деятельности

В последние годы Казахстан проводит последовательную политику по приоритетной поддержке агропромышленного комплекса. Осознавая, что роль НАО «Национального аграрного научно-образовательного центра»  в аграрном секторе экономики возрастает, руководство компании и научные коллективы прилагают имеющиеся организационные, интеллектуальные, финансовые ресурсы для успешного решения задач, обозначенных Главой государства:

  • масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию
  • совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве.
    • обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий,
    • создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность.
  •  стать глобальным игроком в области экологически чистого производства
  • изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства
  • определить продукты, массовое производство которых будет направлено на крупные экспортные рынки
  • в агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии.
  •  к 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения
  • развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле
  • увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз
  • трансферт новых технологий и их адаптация к отечественным условиям
  • увеличить в течение 5 лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.
  • в высшем образовании нужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».
  • развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.
  • поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований
  • активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.
  • Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок.

Научная, научно-техническая деятельность в системе НАО НАНОЦ осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность социальное-экономическое развитие АПК РК;

- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи;

- многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

- интеграция науки и образования в международное сообщество.

В повышении конкурентоспособности аграрного сектора значимо повышается роль интеграции аграрной науки, образования и производства. Использование новых идей, технологий и подходов в развитии АПК становится ключевым компонентом эффективности сельскохозяйственного производства.

НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» при государственной поддержке приступило к реализации системных мер по научному и технологическому развитию АПК. Этому содействует новая модель управления аграрной науки, которая сформирована с учетом лучшей мировой практики в соответствии с принципами корпоративного управления, открытости и прозрачности. НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» работает на принципах доступности информации о научных достижениях и открыто для всех участников инновационной деятельности в АПК.

Основной акцент в области прикладных исследований и опытно-конструкторских работ (ОКР) будет направлен на:  интеграцию науки, производства и образования; формирование научно-исследовательских прикладных программ по приоритетам развития АПК РК; софинансирование агробизнесом исследовательских работ, выполняемых научными организациями, по заказу частного бизнеса; целенаправленное развитие МСБ в области прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ и инжиниринга

Компания совместно с дочерними научно-исследовательскими организациями и опытными хозяйствами реализует научные исследования, направленные на решение конкретных задач и потребности АПК по следующим направлениям:

  1. Развитие интенсивного животноводства:

Задача 1. Разработка технологий содержания, выращивания и разведения сельскохозяйственных животных на основе прогрессивных методов развития кормопроизводства, возделывания кормовых культур и сбалансированного кормления с-х животных;

Задача 2. Технологии эффективного управления селекционным процессом и воспроизводства на основе биотехнологий и молекулярно-генетических методов селекции в животноводстве;

Задача 3. Технологии восстановления и рационального использования пастбищ;

Задача 4. Разработка техники и оборудования для интенсивного развития животноводства

Задача 5 . Технологии аквакультуры .

 

  1. Обеспечение ветеринарной безопасности:

Задача 1. Совершенствование научно-обоснованной системы по управлению эпизоотическим процессом, здоровьем сельскохозяйственных животных

Задача 2. Разработка мер и способов лечения и профилактики незаразных болезней в условиях промышленного и крупнотоварного производства (включая болезни воспроизводительных функций и специфичных породных заболеваний)

Задача 3. Разработка новых методов диагностики и профилактики инфекционных болезней животных;

Задача 4. Оценка безопасности сельскохозяйственной продукции.

Задача 5. Разработка концепций, стратегий по обеспечению ветеринарной безопасности с учетом требований международных стандартов.

 

  1. Интенсивное  земледелие и растениеводство:

Задача 1. Разработка технологий сохранения, воспроизводства и повышение почвенного плодородия земель;

Задача 2. Разработка влагоресурсосберегающих технологий в земледелии

Задача 3. Технологии ускоренного создания стрессоустойчивых сортов и гибридов с/х культур с использованием методов биотехнологий (клеточной инженерии, молекулярной генетики и биоинженерии);

Задача 4. Разработка водосберегающих, водозамещающих технологий орошения сельскохозяйственных культур (мелиорация, орошение, техника и технология полива)

Задача 5. Технологии развития точного, органического земледелия

 

  1. Обеспечение фитосанитарной безопасности:

Задача 1. Разработка конкурентоспособных отечественных препаратов и совершенствованию интегрированных систем защиты плодовых, овощных зерновых, кормовых, бобовых и карантина растений

Задача 2. Разработка высокоэффективных биологических методов  борьбы с болезнями и вредителями растений.

Задача 3. Разработка системных интегрированных мер фитосанитарной безопасности.

Задача 4. Разработка концепций, стратегий по обеспечению фито-санитарной безопасности с учетом требований международных стандартов.

 

  1. Переработка и хранение сельскохозяйственной продукции и сырья

Задача 1. Технологии по обеспечению сохранности с/х сырья и снижения потерь при хранении;

Задача 2. Технологии комплексной и безотходной переработки с/х сырья;

Задача 3. Технологии глубокой переработки с/х сырья (расширение ассортимента продуктов с высокой добавленной стоимостью, повышение выхода готовой продукции с единицы сырья, снижение доли отходов)

Задача 4. Разработка техники и оборудование для хранения и переработки с/х сырья

 

  1. Техническое обеспечение модернизации АПК РК

Задача 1. Анализ состояния технической оснащенности сельского хозяйства

Задача 2. Разработка зональных систем машин, новых машинных технологий и технических средств для их реализации,

Задача 3. Адаптация зарубежной сельскохозяйственной техники к почвенно – климатическим условиям Казахстана.

Задача 4. Технический сервис и испытание сельскохозяйственных машин.

 

  1. Устойчивое развитие сельских территорий

Задача 1. Разработка экономических механихмов повышения эффективности развития предпринимательства в аграрном секторе Казахстана на основе  развития сельскохозяйственной кооперации

Задача 2. Разработка моделей отраслевых кластеров в сферах хранения и переработки продукции растительного и животного происхождения.

Задача 3. Исследования территориальной мобильности сельских трудовых ресурсов Казахстана и социально-экономический механизм ее регулирования;

Задача 4. Оценка экономического потенциала развития производства и емкости рынка экологически чистой продукции сельского хозяйства на основе концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике

Задача 5. Разработка экономических моделей кооперации сельхозтоваропроизводителей по направлениям отраслей (молочному, мясному, зерновому, плодо-овощному, техническим культурам),;

Задача 6. Создание моделей развития сельских территорий на основе региональной специализации;

Задача 7. Исследования влияния государственной политики, внешних факторов на развитие отраслей АПК

 

  1. Внедрение результатов научно-технической деятельности (РНТД)

Задача1. Трансферт, адаптация и внедрение в производство агротехнологий

Задача2. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности

Задача 3. Совершенствование механизмов вознаграждения за внедрение интеллектуальной собственности

 

1.2 Направления образовательной деятельности НАО НАНОЦ

В Стратегии «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года отмечено, что знания и профессиональные навыки – это ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечается, что «Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации».

Одной из главной деятельностью НАО НАОНОЦ будет реализация задач, поставленных Президентом Республики Казахстана Н.А.Назарбаевым по созданию гибкой, открытой, непрерывно развивающейся и доступной системы аграрного и профессионального образования, способной обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров на международном уровне.

Образовательная деятельность ВУЗов построена на следующих принципах:

  1. компетентностый подход;
  2. практикоориентированное обучение;
  3. обучение через исследования.

Образование, ориентированное на личность:

1) образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров

2) индивидуальная саморегуляция обучающихся в профессиональной и других сферах;

3) развитие предпринимательской культуры;

4)  удовлетворение потребностей личности.

Образование, нацеленное на устойчивое развитие:

1) образование в течение всей жизни;

2) креативность мышления;

3) вхождения в международное научно-образовательное пространство.

НАО НАНОЦ приступило к реформирование университетов в исследовательские, в партнерстве с ведущими в мире исследовательскими университетами аграрного профиля с приглашением зарубежных профессоров для модернизации образовательных программ и преподавания, так:

КазАТУ станет центром цифровизации АПК для всех регионов;

КазНАУ будет специализироваться на повышении эффективности орошаемых земель, плодоводства и картофелеводства, сельхозкооперации и молочном скотоводстве;

ЗКАТУ станет центром развития животноводства.

Реализуются образовательные программы по 39 специальностям бакалавриата, 2- высшего специального образования, 39-магистратуры, 16-докторантуры по направлениям подготовки: сельскохозяйственные науки; ветеринария; услуги; образование; право; социальные науки, экономика и бизнес; естественные науки; технические науки и технологии.

Реализация этих приоритетов направлена на обеспечение АПК РК востребованными специалистами, повышение их знаний, навыков, умений, компетенций и квалификации, развитие научно-производственной базы, совершенствование образовательных программ, научных проектов и открытие новых инновационных центров на основе имеющихся потенциальных ресурсов.