чт, 07/23/2020 - 09:52
Новости

Ученые дочерней организации НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» - ТОО «Научно-производственный центр рыбного хозяйства» в ходе онлайн консультации рассказали о вопросах охраны, воспроизводства и использования рыбных запасов оз. Балкаш. Спикером выступил Куматаев Еркынбек Ерикович, директор Балхашского филиала НПЦ РХ.  

          Озеро Балкаш - настоящий оазис в бескрайних пустынных землях Казахстана. Озеро является реликтовым водоемом, образованным природой много веков назад. Современные проблемы Балкаша достались нам в наследство, как результат непродуманных проектов ирригационной политики.

К важнейшим биоэкологическим проблемам оз. Балкаш относится состояние рыбных запасов водоема.

Эти проблемы можно разделить на три основных направления:

- воспроизводство рыбных запасов

- охрана рыбных запасов

- рациональное использование рыбных ресурсов.

Воспроизводство рыбных запасов в свою очередь делится на естественное и искусственное воспроизводство.

Естественное воспроизводство зависит от многих факторов, но основной из них – гидрологический режим озера. За последние 40 лет самый низкий годовой уровень воды в оз. Балкаш наблюдался в 1986-1987 гг. во время наполнения Капшагайского водохранилища. В настоящее время гидрологический режим Балкаша благоприятен для эффективного естественного воспроизводства большинства промысловых видов рыб.

Помимо этого природопользователи в качестве компенсации за использование природных ресурсов ежегодно производят искусственное зарыбление водоема рыбопосадочным материалом – в основном это сазан (карп) и белый амур, реже толстолобик.

Если имеется длительное многоводье (с 2002 г. по настоящее время), рыбные запасы озера еще в состоянии восполняться за счет естественного воспроизводства. Но при наступлении засушливого периода эффективность естественного воспроизводства будет неуклонно падать, а, следовательно, будет сокращаться численность промысловых видов рыб. В это время необходимо будет увеличить в разы искусственное зарыбление рыбопосадочным материалом ценных видов рыб. В противном случае на Балхаше повторится такая же картина, которую наблюдали в середине 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, когда уловы сазана упали до критического минимума (10-50 тонн в год). Если бы не были предприняты экстренные меры по сохранению вида (годичный полный запрет, увеличение промысловой меры) оз. Балхаш могло бы потерять сазана в составе своей промысловой ихтиофауны.

Для того, чтобы увеличить рыбопродуктивность озера, нужны необходимые производственные мощности воспроизводственного рыбоводного комплекса. К сожалению уже более 30 лет мы говорим о необходимости строительства хотя бы одного рыбопитомника на берегу оз. Балкаш. К примеру, нами подсчитано для увеличения уловов сазана до 1,75 тыс. тонн (за счет более полного использования кормовой базы рыб) потребуется порядка 9,0 млн. шт. сеголеток  этого вида. Пока же при существующем естественном воспроизводстве сазана и уровне зарыбления,  предельно-допустимый улов сазана в последние годы не превышает 500-600 тонн.

Вторая немаловажная проблема – это охрана рыбных запасов. Существующая схема охраны рыбных запасов недостаточно эффективна. Она основана на охране закрепленных участков самими пользователями под контролем областных территориальных инспекций, а резервных участков и запретных для рыболовства зон – государственными инспекциями; резервного фонда рыбохозяйственных водоемов местного значения – ведомствами местных исполнительных органов, водоемов заповедников – природоохранными учреждениями самих заповедников.

Принцип административного деления (по административным областям) не вполне отвечает задачам развития рыбного хозяйства. Так, акватории таких крупных водоемов, как Каспийское море, озера Балкаш, Сасыкколь, Алаколь территориально относятся сразу к нескольким областям. Едиными рыбными запасами каждого из этих водоемов управляют территориальные инспекции и местные исполнительные органы нескольких областей, что не способствует рациональному управлению и охране. На территории РК имеются 8 рыбохозяйственных бассейнов, поэтому более логичным и целесообразным было бы восстановить существовавший ранее, бассейновый принцип охраны рыбных ресурсов.

          Проведенный Министерством сельского хозяйства РК анализ свидетельствует, что областные территориальные инспекции и их отделы на сегодня не в полной мере обеспечивают выполнение возложенных на них задач, так как их штатная численность и оснащенность не позволяют организовать эффективную дислокацию и полный охват подконтрольной территории. К примеру, по Карагандинской области охрану рыбных запасов при протяженности береговой линии 350 км несут всего 7 человек, включая руководителя отдела и инспектора-делопроизводителя. При этом за отделом закреплено всего 3 автомашины и 1 моторная лодка.

Еще одной проблемой является то, что территориальные инспекции лесного хозяйства и животного мира в рамках своей деятельности охватывают сразу несколько разнородных вопросов, в том числе охрану лесных и охотничьих угодий, рыбохозяйственных водоемов и особо охраняемых территорий. В результате функции охраны и использование рыбных запасов не составляют, как правило, основу их деятельности и  «задвинуты» на задний план.

Кроме того функции по охране и использованию рыбных запасов, развитию рыболовства и рыбоводства раздроблены и  между подразделениями Комитета лесного хозяйства и животного мира, местными исполнительными органами и органами самоуправления субъектов рыбного хозяйства (ассоциации). Все это не способствует проведению единой рыбохозяйственной политики на государственном уровне. Наблюдается стагнация темпов развития рыболовства и аквакультуры, значительный неучтенный необлагаемый налогами вылов рыбы.

          В такой ситуации обоснованным представляется разделение полномочий в области охраны и использования животного мира, воссоздание самостоятельного Комитета рыбного хозяйства МСХ РК и бассейнового принципа регулирования в этой сфере.

В области охраны рыбных запасов, рекомендуется:

- выделить из состава Комитета лесного хозяйства и животного мира отдельный Комитет рыбного хозяйства МСХ РК;

- значительно увеличить численность и материально-техническое оснащение рыбоохранных подразделений;

- направлять часть взысканных штрафов за нарушение правил рыболовства на содержание, в том числе материальное стимулирование (премирование) инспекторов;

- организовать подготовку инспекторов рыбоохраны в ВУЗах и СУЗах, после прохождения обучения распределять специалистов по заявкам бассейновых управлений с обязательной отработкой по месту распределения минимум в 3 года;

- конкретизировать перечень задач и функций отдельных органов в области охраны рыбохозяйственных водоемов и рыбных ресурсов в них;

- усилить борьбу с незаконным (неучтенным) выловом рыбы с помощью соблюдения лимитов (квот) вылова рыбы и нормативов промыслового усилия;

- усилить борьбу с незаконным оборотом рыбной продукции путем разработки и внедрения отраслевой системы мониторинга происхождения, транспортировки и реализации рыбной продукции.

И наконец третья проблема – это рациональное использование рыбных ресурсов. В 2015-2017 гг. ТОО «НПЦРХ», в том числе и Балхашский филиал, выполнял проект «Оценка состояния рыбных ресурсов основных рыбопромысловых водоемов Казахстана для выработки стратегии осторожного управления запасами и обеспечения устойчивого рыболовства». В результате проекта разработаны граничные ориентиры (нормативы) рыболовства в отношении критической для рыбных запасов водности, критической биомассы промыслового запаса по каждому из водоемов международного и республиканского значения, а также предложены дифференцированные по водоемам управленческие решения при достижении граничных ориентиров. Внедрение разработанных нормативов позволит интегрировать основополагающие принципы управления рыбными ресурсами, рекомендованные «Кодексом ведения ответственного рыболовства» ФАО.

Указанные нормативы послужили началом для реформирования принципов охраны и использования рыбных запасов. В частности Законом от 15 июня 2017 года № 73-VI Республики Казахстан введен термин «промысловое усилие», который предполагает разработку нормативов допустимого количества орудий, технических средств лова и рыбаков, не только по водоему в целом, а в разрезе закрепленных рыбохозяйственных участков водоема. Подобных разработок в Казахстане ранее не было.

Поэтому практическая реализация принципов осторожного управления запасами требует детализации и внедрения целого ряда механизмов, включая оптимизацию размещения промысловых усилий по каждому рыбохозяйственному району, рыбопромысловому участку, внедрение ресурсосберегающего рыболовства, новых орудий лова и т.д.

Рыболовство является важнейшим фактором, определяющим состояние рыбных запасов. Регулирование рыболовства может проводиться не только лимитами, запретами на вылов в водоемах/участках, ограничения отдельных орудий лова и в различные периоды года, но и путем внедрения новых орудий лова, ресурсосберегающих схем рыболовства, регулированием размера ячеи в орудиях лова.

          Начиная с 2010 г. рыбохозяйственная наука разработала и внесла ряд рекомендаций и предложений, которые нашли свое отражение в ограничениях и запретах, а также правилах рыболовства. В частности по нашей рекомендации с 2012 г. введен полный запрет на промысловое рыболовство в дельте р. Иле, а срок весеннего нерестового запрета  в целом по Иле-Балхашскому бассейну увеличен с 30 до 45 дней. Также увеличены и утверждены промысловые меры на сазана и судака.

В текущем году научными сотрудниками НПЦРХ разработаны Рекомендация по нормативам промыслового усилия на водоемах Республики Казахстан.