Tue, 05/12/2020 - 13:48
Новости

В настоящее время введено временное ограничение экспорта по некоторым видам социально значимых продтоваров. По этому поводу возникают различные обращения и публикации, которые не всегда отражают реальное положение дел. В этой связи министр сельского хозяйства Республики Казахстан Сапархан Омаров дал пояснения, в котором рассказал о том, как и почему в МСХ в период ЧП вводились квотирование и другие меры.

TENGRINEWS:

Сапархан Кесикбаевич, в последнее время блогеры, пишущие в том числе на аграрные темы, задают вопросы насчет обоснованности ограничений по экспорту сельхозпродукции, которые были введены в стране. Хотелось бы получить пояснения, как говорится, из первых уст.

Сапархан Омаров

Давайте начнем с того, что когда пишут блогеры и различные "агроэксперты", то это их частное мнение и они не несут ответственности за продовольственную безопасность страны.

Далее, любое решение по регулированию агропродовольственного рынка в виде тарифного или нетарифного регулирования – это вовсе не поверхностное решение одного человека. Это решение обсуждается, оценивается на основе не только республиканских данных, но и данных соседних рынков. И только после этого оно коллегиально принимается и согласовывается с заинтересованными государственными органами.

Простой пример по пшенице: чтобы понять меру ограничения экспорта, надо знать, каким был прошлый год. А он был довольно засушливый, такой засухи не было последние 10 лет. Валовый сбор снизился. В итоге от традиционных объемов сбора зерновых мы не добрали порядка 3 миллионов тонн. Между тем снижение урожая зерновых было не только у нас, но и в Российской Федерации и Украине.

В таких условиях спрос на зерно разве снижается? Нет, он ежегодно растет в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане и Иране, и это связано не только с ростом численности людей в этих странах, но и скота и птицы.

К слову сказать, в России, которая является одним из мировых лидеров по производству зерна и занимает первое место в мировом рейтинге по экспорту пшеницы, на фоне ажиотажного спроса тоже было введено квотирование экспорта, поскольку экспортный потенциал во многом уже был реализован и стране нужен остаток зерна, чтобы дожить до нового урожая.

Далее к теме ограничения экспорта зерна: помимо прошлых исходных данных, нужно также знать, что нас ждет впереди. Кто из блогеров и агроэкспертов, многие из которых к сельхозотрасли имеют опосредованное отношение, может оценить, каким будет 2020 год? А мы с осторожностью оцениваем условия текущего года. Есть прогнозы международных организаций, что и этот год может быть засушливым. Поэтому крайне важно обеспечить переходящий остаток зерна.

Теперь коснемся темпов отгрузки зерна, этот фактор тоже оценивается. Приведу цифры только за март 2020 года: на экспорт ушло 599 тысяч тонн пшеницы, это на 100 тысяч тонн больше объема экспорта в самый пиковый месяц этого маркетингового года. Всего в марте в зерновом эквиваленте ушло 743 тысячи тонн пшеницы и муки. Это означает, что был огромный спрос на нашу пшеницу и был риск оголить внутренний рынок, то есть остаться без зерна. Конечно, сельхозпроизводитель или трейдер желает продать туда, где выгодней цена, и это нормально с точки зрения предпринимательства, в основе которого лежит максимальное извлечение прибыли. Но если бы все массово начали работать на экспорт зерна, наращивая его, то через 3 месяца запасы бы закончились.

Чтобы такое не случалось, государственные органы наделены специальной функцией, которая заключается в регулировании агропродовольственного рынка и обеспечении продовольственной безопасности.

Установлением квот мы решили сразу несколько вопросов: первое – контролируемый экспорт, чтобы держать положительный баланс зерна, второе – это условие по гарантированным поставкам на внутренний рынок по фиксированной цене. Тот объем, который экспортеры обязались продать внутри страны, полностью удовлетворял потребность регионов в муке, в том числе для производства хлеба. Фиксированная цена, которая была ниже рыночной на 6-7 тысяч тенге за тонну, позволяла не повышать цену на социальный хлеб.

Такая же ситуация была и с другими социально значимыми продуктами. Мы взяли данные каждой области и посмотрели запасы. Их в среднем по некоторым видам хватало на 2 месяца.

Все ограничения устанавливались в балансе с насыщением внутреннего рынка и мерами государственной поддержки производителей сельхозпродукции и перерабатывающих предприятий и носили одну задачу – сократить сроки до получения нового урожая.

В текущем году правительством был в достаточной степени поддержан казахстанский агропром: было выделено порядка 300 миллиардов тенге субсидий и при весеннем уточнении бюджета было дополнительно выделено 60 миллиардов на субсидирование сельского хозяйства. Также не надо забывать про налоговые льготы для сельхозпредприятий и предприятий переработки сельхозпродукции.

При поддержке премьер-министра РК Аскара Мамина в 2019 году была погашена задолженность по субсидиям в сумме 78,2 миллиарда тенге, которая на протяжении нескольких лет не решалась и переходила из года в год.

Что касается доступа к финансам, то в текущем году Главой государства было одобрено выделение дополнительных кредитных средств по программе "Экономика простых вещей", это и 100 миллиардов тенге на весенне-полевые работы, чего раньше никогда не было, и 400 миллиардов тенге на кредитование производства и переработки сельхозпродукции.

Поэтому тут нельзя говорить о том, что ограничение экспорта введено непродуманно. Зачастую эти разговоры ведут вовсе не сельхозпроизводители, а перекупщики, причем не всегда казахстанские, которым выгодно дешево тут купить и дорого продать на экспорт.

В реальности дело обстоит совсем по-другому. Аграрный сектор всегда поддерживался и будет поддерживаться.

TENGRINEWS:

Спасибо за подробное изложение сути регулирования агропродовольственного рынка. Сапархан Кесикбаевич, а сколько еще времени будут длиться ограничения на экспорт продтоваров? Всех интересует завтрашний день.

Сапархан Омаров

Безусловно, все вводимые меры регулирования в виде запретов и квот не бесконечны и носят временный характер. Сейчас упрощаются карантинные меры из-за пандемии короновируса, а значит, будет постепенно восстанавливаться нормальный товарооборот, и мы должны на это динамично реагировать.

Поэтому планируется с 1 июня 2020 года снять все ранее введенные ограничения по зерну и муке, а также другим продтоварам. Для этого есть три основания:

во-первых, введенные запреты и квоты дали свой результат, мы подошли ближе к сбору нового урожая и нивелировали риски продовольственной безопасности. До нового урожая осталось около 3 месяцев, и на это у нас есть резервный запас зерна в объеме более 500 тысяч тонн, который хранится на элеваторах Продкорпорации;

во-вторых, благодаря вовремя принятым мерам стабилизационные фонды регионов заложили запас муки и других продтоваров. Также имеются запасы на складах торговых объектов и предприятий переработки сельхозпродукции;

в-третьих, посевная кампания в основных зерносеющих регионах началась, все подготовительные работы проведены, накопление влаги достаточное. Казгидромет прогнозирует в июне-августе средний температурный режим и достаточное количество осадков в этих областях. Все это дает возможность прогнозировать получение урожая, полностью обеспечивающего продбезопасность страны.

TENGRINEWS:

Вернемся к квотированию пшеницы. Какой же все-таки был механизм и кто распределял квоты? "Рулил" ли Зерновой союз и правда ли, что квоты получали преимущественно его члены?

Сапархан Омаров

Весь порядок распределения квот мы предусмотрели в самом нормативно-правовом акте, которым и введены ограничения. Весь механизм понятен и прозрачен. Начнем с того, что размер квоты и объем поставок на внутренний рынок рассчитывался на основании данных бизнеса в лице общественной отраслевой организации "Зерновой союз Казахстана". И это не частная организация, а отраслевой союз, аккредитованный как в МСХ, так и в Национальной палате предпринимателей "Атамекен".

В соответствии с правилами распределения квот Зерновой союз Казахстана осуществлял только сбор и обобщение заявок, консультирование экспортеров. Это сделано было в первую очередь для того, чтобы исключить коррупционные риски. По сути, бизнес работал с бизнесом.

При этом механизм распределения квот исключал возможность дать квоту кому-то "по блату". Их получали все, кто обратился и соответствовал правилам. Квоты выдавали согласно удельному весу, рассчитываемому исходя из заявленных ими объемов.

Что касается заявлений в соцсетях о якобы преимуществе членов Зернового союза, то и тут явная дезинформация. Возьмем итоги распределения апрельских квот: всего заявленный объем был 280 тысяч тонн, а совокупная квота составила 200 тысяч тонн. Доля членов Зерного союза в распределенной квоте – всего 28 процентов. Вот это хотелось бы подчеркнуть в заключение нашей беседы.

Наша задача тесно работать вместе с агробизнесом.

Источник: https://tengrinews.kz/conference/saparhan-omarov-razyyasnil-i-vvel-ogranicheniya-eksporta-369/