Выступление Рахимбекова Т.С., Председателя Правления АО «НАНОЦ» на Круглом столе по вопросам аграрной науки и образования Комитета АПК Мажилиса Парламента РК
г. Нур-Султан, 18.02.2020 года, 10.00 ч.
Уважаемый Владимир Карпович!
Құрметті Берік Серікұлы,
құрметті депутаттар!
Әріптестер!
Біріншіден, Қазақстан Республикасы Парламент Мәжілісінің аграрлық мәселелер жөніндегі комитетіне дөңгелек үстел жұмысына қатысуға шақырып, Сіздерге, құрметті депутаттар, аграрлық ғылым мен білімнің өзекті мәселелері мен перспективалары туралы айтып беруге мүмкіндік сыйлағаны үшін шын жүректен алғыс білдіремін. Бұл – депутаттық корпустың еліміздің аграрлық саласының дамуын әрқашан назарда ұстап, біздің салаға қажетті көңіл бөлуінің көрінісі.
Всем известно, что руководство страны ставит перед аграрным сектором амбициозные задачи.
Аргентина, Бразилия, Израиль, Индия, Китай и ряд других стран доказали, что решение таких задач вполне выполнимо.
При условии широкого внедрения инноваций на основе взаимодействия аграрной науки, образования и производства.
Именно интеграция науки, образования и агробизнеса была определена главной целью Концепции создания в 2015 году нашего Акционерного общества «Национальный аграрный научно-образовательный центр» Министерства сельского хозяйства.
Научная деятельность.
За предыдущий трехлетний период реализации программно-целевого финансирования науки, за 2015 – 2017 годы, были созданы 173 сорта и гибрида сельхозкультур, а за первый год нынешнего трехлетнего периода, за 2018 год – 10 сортов и гибридов.
В 2019 году по трансферту и экологическому испытанию изучены и оценены 515 образцов сельскохозяйственных культур зарубежной селекции, созданы и переданы на госиспытание 9 отечественных сортов и гибридов сельхозкультур, произведено более 15 тысяч тонн высококачественных оригинальных и элитных семян зерновых, масличных, кормовых культур.
Новые сорта этих культур внедрены на площади более 1,1 млн. га.
Всего в растениеводстве имеется около 300 разработок.
В животноводстве в активе наших ученых около 200 разработок.
Более подробно расскажут руководители институтов и опытных хозяйств.
В октябре мы сформировали электронную базу данных актуальных результатов наших НИИ. Она включает почти 700 работ.
К сожалению, лишь 8% всех научных разработок находят применение на производстве, менее 32% посевных площадей страны заняты семенами отечественной селекции.
Почему так происходит?
РАСТЕНИЕВОДСТВО И СЕМЕНОВОДСТВО:
- Сорта яровой пшеницы, созданные в НПЦ ЗХ им. Бараева (Астана, Акмола-2, Шортандинский-95) возделываются на площади 1 100 239 га, 1 400 873 га, 1 045 743 га и распространены в Акмолинской области и СКО. Рентабельность при возделывании - от 50 до 80 %. Фермеры дополнительно получают по 3 ц/га (в бункерном весе составляет 1 064 056,5 тонн зерна, а в стоимостном выражении (45,0 тыс. тенге/тонну) 47,88 млрд. тенге).
- Отечественные сорта яровой пшеницы в СКО занимают 50%, по Акмолинской области - 77%, Костанайской области до 40% (В 1991 году занимали площади 15%).
- КазНИИЗиР впервые получены отечественные конкурентоспособные сорта сои (Жансая, Перизат, Ласточка, Эврика, Мисула1092) и внедрены в Алматинской области на площади около 80 тыс. га с потенциальной урожайностью свыше 35 ц/га.
- Созданы 15 сортов хлопка (в 1991 году отсутствовали собственные сорта хлопка). В 2019 году под отечественными сортами хлопка занято более 85% или 94 тыс. га из 110 тыс.га посевов в Туркестанской области. Средняя урожайность - 45-50 ц/га. Потенциальная возможность достигает 58-60 ц/га. Суммарный эффект получаемой СХТП только от прибавки урожайности и выхода волокна по сравнению с другими сортами 122 000 – 182 500 тенге/га (11,2-17,1 млрд тенге).
- Выведены отечественные, конкурентоспособные сорта дыни «Жиеншар», «Южанка», «Каракай», занимают 19,5 тыс.га в Туркестанской области.
- КазНИИ плодоводства и виноградарства выведены новые перспективные отечественные сорта яблони Восход, Айнур, Талгарское, Анель, Максат и распространены на площади 2563 га. Экономический эффект составляет от дополнительной прибавки урожая (18 тонн/га) в среднем от 2,2 до 3,8 млн.тг/га.
ЖИВОТНОВОДСТВО:
Разработаны методики по управлению селекционным процессом, основанных на биотехнологических и генетических методах: определении достоверности происхождения, индексной оценке продуктивности племенных животных, ранней оценке молодняка, получении однополых эмбрионов и др.
ПЕРЕРАБОТКА:
Разработаны технологии:
- комбинированных 20 молочных продуктов на основе кобыльего, верблюжьего, овечьего и козьего молока. Рентабельность производства – 19-20%.
- производства безлактозного молока и молочных продуктов для больных сахарным диабетом, аллергиков и людей с невосприимчивостью молока и молочных продуктов. Рентабельность – 10-15%.
- новых видов мучных кондитерских изделий с иммуноповышающим действием. Рентабельность производства – 40-45%.
- безглютеновых каш и хлебобулочных изделий.
- биоэкологические плодоовощные соки, обогащенные пектином.
ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
Cоздано лесонаcаждений на землях осушенного дна Аральского моря на площади 100 тыс. га посадок саксаула, получен экономический эффект свыше 450 млн. тенге.
Разработана инновационная технология производства судака. Пилотный проект по получению молоди судака для зарыбления естественных водоемов реализуется в Кызылординской области. Проектная мощность - 240 тыс. сеголетков судака в год.
Разработаны научно-обоснованные 8 рецептов искусственных стартовых комбикормов из ингредиентов местного происхождения для рыб (судака, тиляпии, клариевого сома). Разработанные корма отеч.производства в 2 раза дешевле, чем импортные.
ВЕТЕРИНАРИЯ:
Получен сертификат межд.эпизоотического бюро (МЭБ) статуса отдельных территорий (9 областей) РК, свободных от ящура без вакцинации. За последние 5 лет разработаны свыше 30 профилактических и диагностических препаратов. Препараты реализуются в страны Центральной Азии и СНГ. Разработано около 600 различных препаратов, средств и методов борьбы с болезнями животных, которые защищены охранными документами. Предложено производству более 100 диагностикумов, сывороток и вакцин, антибактериальных, противопаразитарных и др.средств.
ПОЧВОВЕДЕНИЕ И АГРОХИМИЯ:
На засоленных землях Туркестанской области при возделывании кукурузы на зерно на площади 1 000 га получены довольно высокие урожаи в КХ «Курмаш» - 11,6 тонн/га, КХ «Акжол» - 8,82 тонн/га. Чистый доход с 1 га за счет прибавки урожайности зерна в КХ «Курмаш» составил 132 млн. тенге.
ЭКОНОМИКА АПК И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ:
Реализованы пилотные проекты по кооперации:
- сельхоз.кооператив «Талас-16» в Жамбылской области. Экономический эффект: 22 ЛПХ организовали МПП мощностью 5 т/сут, приобретен молоковоз (1,5 тонн). Годовой доход от реализации молока - 66,6 млн. тенге.
- сельхоз.кооператив «АКСАЙ-17». Экономический эффект: 29 ЛПХ организовали МПП мощностью 2 т/сут, 51 ЛПХ организовали откорм молодняка. Годовая прибыль от реализации молока - 1,1 млн. тенге.
Разработаны рекомендации по земельным отношениям, госрегулированию в сфере АПК, по прогнозу прямых затрат на 1 га возделывания с/х культур по областям Казахстана.
АГРОИНЖЕНЕРИЯ:
Разработаны свыше 40 наименований машин, прицепного и навесного оборудования (бороны, сеялки, культиваторы, глубокорыхлители, щелеватели, жатки, зерноочистительные машины, кормозаготовительные и др.), которые конкурируют с зарубежными аналогами и имеют цену ниже от 30% до 3 раз.
В производство внедрены более 16 машин и механизмов. Их применение обеспечивает повышение производительности труда в 1,5-2 раза, снижение расхода топлива до 30-40%.
Мы проанализировали ситуацию в отечественной аграрной науке, изучили опыт других стран.
В организационном плане инновационная система сельского хозяйства передовых аграрных держав мира идентична и включает три блока:
- научно-образовательные учреждения – НИИ и университеты – они у нас есть;
- система распространения знаний (экстеншн) – мы приступили к созданию центров распространения знаний в 2008 году и сейчас находимся на стадии формирования;
- сервисы поддержки инноваций – офисы коммерциализации, трансферта, венчурные фонды и т.п. Вот здесь мы серьезно проигрываем. Для наглядности сравним структуры нашего Центра и ИНТА при Минсельхозе Аргентины.
В состав ИНТА входят 4 НИИ, 47 опытных станций и 320 центров распространения знаний. В Казахстане с точностью все наоборот.
Отсюда вывод: главная проблема нашей аграрной науки – недостаточно организаций по передаче знаний, трансферту и коммерциализации технологий.
Мы имеем также серьезные диспропорции в финансировании науки: на научные исследования направляются более 90% всех средств, на опытные и опытно-конструкторские работы – менее 10%, и 0% на трансферт и коммерциализацию. В мировой практике на долю этих трех блоков приходится примерно одинаковые объемы финансирования – по 30 – 35%.
Также отмечаются:
- высокая зависимость ученых от администраций институтов и опытных хозяйств;
- конфликт интересов у руководства институтов и опытных хозяйств между научной и коммерческой деятельностью;
- опытные хозяйства превратились в хозяйственные предприятия и занимаются наукой только для сохранения статуса научной организации.
Сегодня наш Центр приступил к трансформации аграрной науки.
Среди реализуемых мер:
- сокращение количества институтов путем передачи большинства из них в состав университетов;
- увеличение количества опытных хозяйств до 40 за счет привлечения лучших частных агроформирований;
- увеличение доли затрат на опытные работы до 40%;
- переход от финансирования НИИ к финансированию ученых;
- выделение бюджетных средств на трансферт и коммерциализацию технологий;
- создание лабораторий коллективного пользования;
- внедрение независимой экспертизы науки;
- изменение функционала опытных хозяйств.
Опытные хозяйства станут базой для исполнения научных тем, для исследований магистрантов и докторантов, для производственных практик студентов и для занятий в рамках экстеншн.
Нами предложены ключевые изменения в сфере научно-образовательной деятельности НИИ и ВУЗов. Они включают в себя трансформацию аграрных ВУЗов в исследовательские университеты, увеличение доли времени ученых НИИ на преподавательскую деятельность до 20%, а преподавателей ВУЗов на научную деятельность до 30%.
Начаты работы по коммерциализации результатов научных исследований. Свои результаты наука передает в Центр трансферта и коммерциализации агротехнологий. Центр заключает лицензионные договора с фермерами и получает от них роялти за использование интеллектуальной собственности.
Сумма роялти распределяется следующим образом:
- ученым выплачиваются 30% суммы роялти;
- НИИ перечисляются 30%;
- в Фонд новых исследований зачисляются 40%.
По этой схеме заключены первые 32 договора на общую сумму 108 млн. тенге. Из них более 32 млн. тенге выплачены непосредственно авторам сортов.
Потенциальный объем роялти около 10 млрд. тенге в год, из которых 3 млрд. выплачивались бы ученым, а 7 млрд. тенге направлялась бы на новые научные разработки. В текущем году мы планируем довести объемы роялти до 700 млн. тенге.
Система роялти это не только повышение доходов ученых. Она также стимулирует их контролировать качество посевного материала, что скажется на качестве и объемах всего урожая страны.
В конце октября при Вашей поддержке, уважаемые депутаты, принят Закон по изменениям и дополнениям в аграрное законодательство. В частности, он предусматривает субсидирование затрат фермеров на научные исследования. Он вызвал большой интерес у аграриев и ученых.
Наш Центр будет заключать контракты с фермерами на исследования, размещать заказ среди ученых и НИИ и оплачивать научную работу. До 80% затрат фермеров будут субсидироваться. Права на интеллектуальную собственность будут принадлежать Центру и ученым и в дальнейшем реализовываться на рынке среди других заказчиков. Это позволит привлекать дополнительные средства в науку.
В 2018 году Елбасы поручил создать систему обучения сельских жителей навыкам ведения хозяйства. Мы создаем трехуровневую систему:
- на республиканском уровне – это три наших университета, как учебно-методические центры;
- на областном уровне – НИИ и опытные хозяйства;
- на районном уровне – на базе агроколледжей, бывших сельских ПТУ. Это не потребует больших бюджетных средств.
Всего мы планируем создать более 200 Центров распространения знаний.
В мировой практике система экстеншн,
во-первых, является постоянно действующей системой повышения квалификации сельских товаропроизводителей;
во-вторых, экстеншн – это элемент системы трансферта научных достижений в производство;
в-третьих, экстеншн позволяет наладить обратную связь от фермеров к госорганам, научным институтам, университетам, производителям техники, удобрений и т.п.
Для доведения уровня наших научных исследований на мировой уровень и в соответствии с лучшей международной практикой нам необходимо создать 3–4 лаборатории коллективного пользования. Эти лаборатории должны быть оснащены самым современным оборудованием и выполнять работы по заказам: ученых, магистрантов и докторантов, бизнес-структур и быть базой по прохождению практик студентов.
Более подробно о создаваемой первой такой лаборатории расскажет руководитель Сейсенов Болат.
За последние 8 – 10 лет наши три университета сделали значительный рывок в своем развитии. Начата реализация программ развития университетов, в том числе по трансформации двух университетов – КазНАУ и КазАТУ – в исследовательские. Это стало возможным благодаря государственной поддержке, усилиям коллективов и руководства наших ВУЗов, взаимодействию с лучшими зарубежными университетами, приглашению иностранных экспертов.
Вместе с тем остаются проблемы трудоустройства выпускников наших вузов, качества их подготовки.
Более подробно о работе наших ВУЗов доложат их руководители.
Мы работаем над созданием единого цифрового ситуационного центра мониторинга, анализа и прогнозирования в АПК на базе нашего Центра путем интеграции всех действующих и требующих создания новых информационных систем МСХ в единое ЕАСУ-АПК.
В частности, он мог бы консультировать фермеров в вопросах цифровизации. Это позволило бы оградить фермера от чрезмерных затрат средств и времени, идя на поводу продавца ИТ-технологий.
И еще одна инициатива, которую мы начали реализовывать. Часть наших учреждений расположены в сельской местности и для 32 сел они являются, можно сказать, градообразующими. Мы приступили к разработке программ развития этих научных поселков. В них предусматриваются капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство жилых домов, создание условий для повышения доходов самозанятых. Для этого предлагается использовать возможности всех государственных программ – «Нурлы жер», «Ауыл – ел бесігі», «Еңбек», развития АПК. Это повысит привлекательность сел для молодых ученых. Планируется провести совещание в Правительстве с участием акимов областей для заключения меморандумов между ними и МСХ. О первом положительном примере в Костанайской области расскажет директор Карабалыкской СХОС Калдыбаев Дамир.
Это наши планы, над реализацией которых мы уже начали работать. Есть вопросы, решить которые самостоятельно не в состоянии и просили бы Вас помочь.
В организационном плане.
Во-первых, просим Вас поддержать предложение по реорганизации организационной формы нашего Центра.
Дело в том, что существующая форма предполагает очень сложную, громоздкую систему управления, требующую многочисленные согласования. Мы предлагаем придать нашему Центру статус Холдинга.
Во-вторых, мы предлагаем разработать и утвердить постановлением Правительства Программу создания Национальной системы распространения знаний в сельском хозяйстве.
Как я уже говорил выше, мы создаем систему распространения знаний на трех уровнях – республика, область, район. Но это в организационном плане.
Функционально система распространения знаний должна состоять из трех уровней:
- первый, «Бастау», по обучению начинающих фермеров и сельских самозанятых умению производить качественную, востребованную рынком продукцию;
- второй, «Демеу», обучение правильному применению новых технологий уже состоявшихся фермеров для повышения конкурентоспособности продукции, повышения производительности труда и продуктивности земли и животных;
- третий уровень, «Шебер», обучение правилам торговли товаропроизводителей, готовых работать на экспорт.
Экстеншн должен проводиться непрерывно для каждого товаропроизводителя, по нескольку раз в год.
Надо восстановить в районах систему сельских информационно-консультационных пунктов (СИКЦ) на базе районных агроколледжей, бывших СПТУ и районных палат предпринимателей. Здесь нужно участие акиматов и НПП «Атамекен».
Задачи СИКЦ на районном уровне в организации:
- точечных консультаций фермера по его конкретным вопросам, фермер приходит в СИКЦ с вопросами;
- организации адресных консультаций ученых и специалистов с выездом в хозяйство фермера;
- «коучинга», путем проведения учебных семинаров группы из 10-15 фермеров на базе передового хозяйства района по принципу «от фермера к фермеру»;
- непосредственно семинаров, которые проводятся на базе государственных опытных хозяйств МСХ или на базе передовых частных хозяйств;
Каждое мероприятие должно сопровождаться информированием фермеров о мерах господдержки, предусмотренных в законодательстве и программах, о маркетинговых исследованиях.
Сельчане не владеют этой информацией. Они нуждаются в информации о технологиях в зависимости от природно-климатических условий конкретного года: сроки высева и сроки уборки, глубина заделки семян, их обработка, средства защиты растений, рационы кормления животных, технологий ухода за животными и т.д.
Именно эти Центры распространения знаний должны стать связующим звеном в интеграции науки, образования и агробизнеса. Сюда должны приходить сельчане со своими проблемами. Здесь ученые должны получать задания на проведение научных исследований, а университеты – требования к кадрам.
Дополнительных бюджетных средств на эту программу не требуются. Они есть в самых разных госпрограммах.
Надо объединить все государственные инструменты обучения сельских жителей навыкам ведения хозяйства – по линии МСХ, Минтруда (Программа «Енбек») и Миннацэкономики (Программа «ДКБ»), а также по линии областных бюджетов.
Оператором Национальной системы распространения знаний в сельском хозяйстве мог бы стать наш Центр. В 2016 – 2019 годы бюджетные программы реализовывались через НПП «Атамекен». Около 80% лекторов и экспертов были сотрудники наших НИИ и университетов.
В-третьих, МОН обратился к Премьер-Министру РК с предложением вновь передать все НИИ и университеты из отраслевых министерств в состав МОН. Это уже было. До 2002 года они были в составе МОН, была утеряна связь между наукой, образованием и производством. Кроме того, приведенная выше модель инновационной системы сельского хозяйства развитых аграрных стран показывает, что у них такие структуры входят в состав МСХ.
В-четвертых, обсуждается вопрос передачи в доверительное управление частному бизнесу некоторых наших опытных станций. С одной стороны, это уже было – с 2002 года в частную собственность было передано около 30 СХОС под клятвенные обещания сохранения научной направленности. Но практически ни одно приватизированное предприятие сейчас не занимается наукой.
С другой стороны, наоборот, мы просим рассмотреть возможность привлечения передовых частных агроформирований в качестве опытных станций. Они участвовали бы в научных исследованиях, исследованиях магистрантов и докторантов, прохождении практик студентов, распространении знаний. На платной основе. И в конце концов, что мешает самому частному бизнесу создавать частные научно-исследовательские центры. Примеры этого есть – ВКО. Тем более, что с 2020 года будет предусматриваться субсидирование затрат фермеров на научную работу.
По финансированию науки и образования.
За последние 2 года объемы бюджетного финансирования аграрной науки серьезно увеличились в 3 раза и достигли 17,5 млрд. тенге из разных источников. Это позволило повысить долю средств на науку от объема валовой продукции отрасли с 0,12% до 0,35%. В Госпрограмме развития АПК предусмотрено, что к 2021 году она будет доведена до 0,5% или до 25 млрд. тенге, а к 2030 году до 1%. А это уже почти уровень развитых аграрных стран.
Мы просили бы вас поддержать наши предложения и уже в бюджете 2021 года увеличить финансирование:
во-первых, собственно аграрной науки с 7,5 млрд. тенге в 2019 году до 10 млрд. тенге. Прирост мы планируем направить на трансферт и коммерциализацию. Выше я показывал, что здесь у нас имеются серьезные диспропорции. Сегодня на эти цели у нас 0 тенге;
во-вторых, на обновление материально-технической базы с 8 млрд. тенге до 10 млрд. тенге. Прирост предлагается направить на капитальный ремонт зданий, который здания наших НИИ не видели 40 лет;
в-третьих, на систему распространения знаний также до 10 млрд. тенге с нынешних почти 8 млрд. тенге, суммарно предусмотренных по линии МСХ, Минтруда, Миннацэкономики и областных бюджетов.
Кроме того, надо изменить процедуры финансирования науки.
Опыт показывает, что на проведение подготовительных работ необходимо более 2 лет: разработка самого ГИП – 3 месяца, согласование в МСХ – 3 месяца, разработка ФЭО и получение на него заключения ГЧП-Центра – около 12 месяцев, бюджетные процедуры, включая принятие республиканского бюджета – 9 месяцев.
Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что в связи с длительностью сроков от разработки ГИП до окончательного утверждения ФЭО и проведения госзакупок происходит повышение стоимости техники и оборудования на рынке из-за девальвации тенге.
Предлагаем отказаться от процедур согласования в ГЧП-Центре и перейти на государственное задание.
В 2018 году была предложена хорошая программа по подготовке научных кадров в ведущих зарубежных научных центрах и университетах – так называемая программа «300 спартанцев». К сожалению, не решен вопрос финансирования.
И еще одна проблема. Регулярно поднимается вопрос сокращения перечня видов деятельности, осуществляемых субъектами квазигосударственного сектора в рамках ОКЭД. Возможно, это и правильно.
Но дело в том, что под такое сокращение подпадают и научно-исследовательские учреждения. Полагаю, что в пп. 31 п. 1 статьи 3 Бюджетного кодекса РК необходимо внести уточнения, разделяющие предприятия стратегического характера («КазМунайГаз», «КТЖ», «Казахтелеком» и т.д.), субъекты естественных монополий («Теплотранзит», «Водоканал» и т.д.) и предприятия социального назначения – школы, больницы, детские сады, ВУЗы, НИИ. Иначе, они все относятся к субъектам квазигосударственного сектора и постоянно подпадают под требования вывода их в конкурентную среду.
Вместе с тем, согласно Закона РК «О госрегулировании развития АПК и сельских территорий» научное и кадровое обеспечение АПК относятся к мерам господдержки отрасли.
Құрметті депутаттар! Әріптестер!
Алға қойған мақсаттарға қол жеткізу аграрлық ғылым мен білім және өндіріс арасындағы өзара байланысты күшейтіп, ауыл шаруашылығында шынайы жеңістерді бағындыруға мүмкіндік береді.
Баяндама аяқталды!