чт, 12/12/2019 - 14:52
Новости

В стране остро стоит проблема не только трудоустройства выпускников аграрных вузов, но и качества их подготовки.

 

По данным НПП «Атамекен», только 54% выпускников трудоустроены по специальности, 12% — не по специальности, а 34% не трудоустраиваются вообще. Возможно, причина в том, что зачастую на аграрные специальности поступают профессионально неориентированные абитуриенты. Вследствие чего, обучившись по государственному образовательному гранту, выпускники совсем не хотят ехать в регионы, вызывая тем самым дефицит кадров в АПК. Кто виноват и что делать в такой ситуации?

фото

Своим мнением в эксклюзивном интервью с «МК» в Казахстане» поделился председатель правления НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (НАНОЦ) Толеутай Рахимбеков.

— Толеутай Сатаевич, несколько слов о вашей организации, которая имеет непосредственное отношение не только к аграрной науке, но и к тому, кто и как ее внедрял и будет внедрять на практике...

— В 2002 году аграрную науку передали из МОН РК в Минсельхоз республики. Целью передачи стала необходимость максимально приблизить науку к производству, поскольку, по большому счету, эта связь на тот момент практически была утрачена. В 2007-м создали АО «Казагроинновация», и уже в 2015 году на базе этой организации создали НАНОЦ. За основу взяли опыт Аргентины, Бразилии, Франции, Германии и Израиля. То есть, тех стран, где существуют и работают аналогичные центры.

Сегодня в состав Национального аграрного научно-образовательного центра входят 40 дочерних компаний, в том числе три аграрных университета, 16 НИИ и НПЦ, 18 опытных хозяйств и станций, а также три сервисные компании — аналитический центр, центр трансферта и коммерциализации агротехнологий и АО «Асыл-Тулик». Кроме того, эти дочерние организации имеют обособленные филиалы, всего их 35. Таким образом, в составе НАНОЦ 75 научно-исследовательских и учебных учреждений во всех регионах страны. Тогда как общее количество работающих и обучающихся в наших организациях достигает почти 36 тысяч человек.

— На каком уровне сегодня подготовка научных кадров?

— Начну с того, что в 2010 году Казахстан перешел на Болонскую систему обучения, согласно которой вместо подготовки докторов и кандидатов наук в республике перешли на подготовку PhD-докторов и магистров. Однако мы предупреждали, что это может серьезно ударить по научно-исследовательским институтам, потому что и докторов, и кандидатов наук НИИ тоже имели право готовить. Тогда как PhD-докторов и магистров готовили только университеты. Естественно, в таком случае, получая государственный заказ, грант, деньги, они заботились о подготовке кадров лишь для себя. Вот поэтому именно в университетах почти 70% ученых со степенью, а в НИИ — от 25 до 30%, что в среднем дает цифру приблизительно в 40% наличия у нас ученых умов. После того, как в 2015 году создали НАНОЦ и в его состав передали три аграрных университета, то уже в 2016 году нам удалось приступить к подготовке этих самых PhD-докторов и магистров, но уже по заказу научно-исследовательских институтов. Причем хотелось бы отметить, что среди них оказалось очень много талантливой молодежи, да еще со знанием иностранного языка. И пусть, на мой взгляд, мы не достигли пока желаемого уровня подготовки, но положительные подвижки есть.

— Как при этом в научном секторе обстоит дело с оплатой труда?

— Это едва ли не основной вопрос, потому что сегодня, например, доктора наук получают примерно 260 тысяч тенге. Это не плохо, тем более что форма собственности сегодняшних предприятий позволяет самим устанавливать уровень зарплаты, и у меня есть примеры некоторых НИИ, где доктора наук, профессора получают до 1,5 миллиона тенге. Для этого привлекают средства не только программно-целевого финансирования по линии МСХ, но и грантовое финансирование по линии МОН РК плюс зарубежные гранты.

— Что с подготовкой кадров для производства?

— В целом подготовкой кадров для сельского хозяйства по Казахстану занимаются 22 высших учебных заведения. Из них в восьми есть специализированные аграрные факультеты, в остальных — сельскохозяйственные специальности. Плюс три специализированных аграрных вуза, которые относятся к НАНОЦ. В общей сложности в этих учебных заведениях обучается почти 27 тысяч человек. Добавлю, что сегодня идет большая перестройка работы самих университетов, так как они, получив возможность автономии, могут сами формировать свои учебные программы. В результате доля практических занятий по аграрным специальностям достигает 60% в учебном процессе, но мы планируем довести эту цифру до 70%.

— Много это или мало на сегодняшний день?

— Давайте сравним с тем временем, когда я учился во времена СССР. Мы проходили практику примерно два месяца в году — в июле и августе. Если брать за основу 12 месяцев, то получится примерно 15-16%, тогда как сегодняшние студенты заняты на практических занятиях две трети своего учебного времени. Таким образом, речь идет о практико-ориентированных студентах, которые, помимо теории, занимаются в поле, хозяйствах, на фермах.

— Куда и как все они потом трудоустраиваются? Ведь статистика далека от оптимизма.

— По данным самих университетов, процент трудоустройства наших выпускников в целом достигает 70%. А вот по специальности — около 50-55% от общего количества учащихся. Но да, я слышал, что представители НПП «Атамекен» провели свой независимый анализ на эту тему, и, по их данным, оказалось, что трудоустраиваются вообще 54% выпускников аграрных вузов и специальностей, 12% работают не по специальности, а 34% не могут найти работу. Либо не хотят. Я считаю, что истина, наверное, где-то посередине. Потому что та же программа «С дипломом — в село» не работает в полной мере из-за проблем с жильем. Все эти причины усугубляет и сложность привыкания молодых специалистов к непривычной для них среде. Поэтому смотреть на эту проблему нужно шире, решать комплексно, так как в этом вина не только университетов.

— Что означает «комплексно»?

— Тут я бы хотел указать, во-первых, на уровень доходов в сельском хозяйстве. Например, последние данные, которые я видел, а это данные от 1 января 2018 года, средняя зарплата наемных работников в сельской отрасли была в пределах 92 тысяч тенге. Я считаю, что это самый низкий показатель среди всех отраслей экономики Казахстана.

Во-вторых, это уровень комфорта проживания на селе. Это проблема дорог, точнее отсутствия таковых — не до каждого аула или поселка можно добраться. Это проблема качественной питьевой воды. Это всяческое отсутствие в сельских регионах средств коммуникаций, не говоря уже об интернете.

Проблемой с трудоустройством молодежи, которая начинает обучаться в аграрных вузах, я также бы назвал то, что при поступлении, а наши сельхозвузы имеют по итогам тестирования очень низкий порог прохождения, абитуриенты, спокойно отучившись три-четыре года, забирают документы и продолжают обучение последней пары лет уже по более, как им кажется, престижной специальности. В результате выходят из стен высших учебных заведений не ветеринарами, аграриями, а финансистами, юристами, экономистами. Не последнюю роль тут играет и система оплаты за учебу, то есть студент получает за те же деньги два высших образования. Поэтому я бы предложил разработать программу «Из аула за дипломом». Ведь никто лучше жителей конкретного аула или села не знает о местных вакансиях учителей, врачей, ветеринаров, других необходимых специалистов. Именно местное сообщество могло бы отбирать кандидатов из числа способных учеников местной школы и направлять их на обучение с обязательством вернуться в родное село.

— Вы упоминали о грантах, которые тратят на подготовку студентов в сельхозвузах...

— Обучение аграрным специальностям требует, как правило, гораздо больших затрат, нежели подготовка, скажем, тех же гуманитариев. Именно поэтому мы собираемся поставить вопрос, чтобы довести затраты на обучение одного студента до 950 тысяч тенге. Например, во Франции подготовка одного ветеринара в год обходится (на наши деньги) около двух миллионов тенге, тогда как у нас — 350 тысяч тенге в обычном вузе, а в национальном аграрном — около 640 тысяч тенге.

— При таком раскладе какого развития сельского хозяйства в республике стоит ожидать в дальнейшем?

— Очень хороший вопрос. И, отвечая на него, я считаю, что сельским хозяйством и развитием сел, аулов, поселков нужно заниматься совместно, параллельно. На эти два направления невозможно смотреть в отрыве друг от друга. И внимание этому вопросу необходимо уделять всем и сразу — и на правительственном уровне, и мажилисменам, и общественности. Кстати, когда я только пришел в Минсельхоз в 2002 году, там готовили государственную программу развития АПК на 2003-2005 годы в рамках трехлетия аулов. После этого сразу приступили к разработке программы на 2004-2010 годы «Развитие сельских территорий», в чем я принимал уже самое деятельное участие. И тогда сделали отличный анализ по всем (на тот момент) 7660 населенным пунктам, но вывод из него для меня очевиден и сегодня — мы будем развивать сельское хозяйство только в том случае, если будет хороший уровень жизни на селе. С другой стороны, на селе будет хороший уровень жизни, если будет развиваться сельское хозяйство. Одно без другого просто невозможно.

Источник: Московский комсомолец, корреспондент Ольга Шишанова