пт, 05/01/2020 - 14:34
Новости

Одной из самых главных проблем, которые вызовет пандемия, может стать нехватка продовольствия. Сидя в своих четырех стенах, многие горожане уже не раз подумали, что лучше бы карантинить на селе, в доме с огородом.

О том, как селам стать эффективными кормильцами в период ЧП, рассказал доктор экономических наук, бывший вице-министр сельского хозяйства Толеутай РАХИМБЕКОВ.

– Коронавирус изменит приоритеты, государству придется повернуться лицом к сельскому хозяйству. Как только ввели ЧП, я начал бить в набат, что необходимо быть готовыми к решению проблемы обеспечения продовольствием закрытых городов, – говорит Толеутай Рахимбеков. – То, что сейчас принимают меры, раздают людям деньги, пытаются решать вопросы с кредитами, – это хорошо, но завтра встанет вопрос, что кушать. И тогда мы поймем, что упустили время. У нас в двух крупнейших закрытых мегаполисах 3 миллиона ртов, прибавьте туда Шымкент, Караганду, другие города, и уже набегает 7 миллионов человек.

Вскоре всё окажется вторичным перед необходимостью чем-то питаться. Нужно срочно разработать пошаговую схему действий.

1 мая начался активный сельскохозяйственный сезон. Но чиновники не понимают до конца, что время в этой отрасли невозможно сдвинуть по своему желанию. Это не машиностроение, которое можно через месяц-другой запустить. Если положено сеять сейчас, значит, либо делаешь это, либо остаешься без урожая.

Городские жители стали закупаться на долгий срок, на две недели – месяц. Поэтому спрос сейчас повышенный. А кто его будет удовлетворять? Я не драматизирую ситуацию, но бунты пустых кастрюль – это самое страшное. И лучше бы нам такие проблемы избежать. Сделать это вполне реально. Нужно наконец-таки создать продовольственные пояса вокруг городов.

– О продовольственных поясах говорят давно, но почему-то до сих пор они не заработали.

– Я вам точно скажу, сколько о них говорят – 17 лет. Когда глава государства давал нагоняй, начинали что-то делать, пытались строить крупные теплицы и откормплощадки. Но все эти попытки были неэффективны. Такие крупные хозяйства на город работать не будут, у них другой покупатель. Они продают оптом, часто за границу. Я был в этих теплицах, они отправляли продукцию в Россию. На них висят кредиты, и их тоже можно понять. Продовольственный пояс, который нам необходим, – это мощные частные подворья, которые будут производить товары именно для нужд мегаполиса. Город накормят только эти маленькие хозяйства.

– Но способны ли они давать продукцию в объемах, чтобы накормить не только себя, но и город? У большинства людей всего по 6 соток…

– Способны, еще как. У меня есть обоснованные расчеты и реальные примеры из жизни. Остается просто взять и начать дело.

Мы разработали продовольственную карту обеспечения столицы. На этом примере может строиться обеспечение и Алматы. Сколько норма потребления огурцов на человека в год? 14 килограммов. На миллион населения это 14 тысяч тонн. Когда идет нехватка и рост цен? Все известно. С 15 ноября по 15 мая. Значит, нужно хотя бы 7 тысяч тонн вырастить самим. Надо поставить около 600 мини-теплиц площадью 6 соток. Это можно сделать во дворе у любого сельского жителя.

Можно вокруг города найти хотя бы 20 частных домов в одном селе? Нам надо 30 сел. Помидоры и еще 600 теплиц. Опять нужно 20 сел. Вокруг Нур-Султана у нас 200 сел. Вокруг Алматы не меньше. Привезти, поставить, научить людей.

Доход одна такая теплица приносит от 300 до 500 тысяч тенге в месяц. В 35 километрах от столицы есть село Арнасай, там это все работает. Были, конечно, и негативные примеры, когда ставили теплицы, а потом за неимением электричества, схем сбыта всё это накрылось медным тазом. Но необходимо с учетом этих ошибок все сделать не просто ради галочки. А всю цепочку продумать, от семени до товарного прилавка, где будет лежать этот овощ.

– А что делать с мясом, кажется, это самая болезненная тема в стране?

– Теперь давайте по мясу, по говядине посмотрим. По моим расчетам, для обеспечения Нур-Султана нужно задействовать 300 частных подворий вокруг города, каждому хозяину дать по 5 бычков, чтобы откармливали. За три месяца будет результат. Пример есть, в Туркестанской области – село Карабалык Сайрамского района производит пару тысяч тонн мяса в год, они тоже работают по принципу кооперации, кто-то едет на север с арбузами, а обратно везет молодняк. Все это есть.

Теперь возьмем куриное мясо. Я говорю вам о расчетах, которые проверены опытным путем. Наш Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина в прошлом году показал, как это работает на практике: купили на фабрике 1 000 цыплят, которые только что вылупились. Раздали четырем семьям по 250 штук. 50 дней откорм шел. Прирост два с половиной кило веса с каждого цыпленка! 100 цыплят это 250 кило – целый бычок! Так бычка надо два года откармливать, а здесь меньше двух месяцев. И цена за кило мяса 850 тенге! Вот и считайте.

– До этого в село вкладывали огромные деньги, пытались учить крестьян бизнесу, что пошло не так?

– Дело в механизмах. Как раздать людям тех же кур, бычков, теплицы? Перед сельскими жителями поставили условия: хочешь получить кредит – иди и открывай ИП, давай залог. Какой у него залог, если его дом стоит копейки? В результате только крупный фермер получил доступ к деньгам. Надо отменить эти кабальные залоги.

По 5 миллиардов тенге выделяли на обучение сельчан, рассказывали, как разработать бизнес-план, как наладить продажи. Но ожидаемого эффекта не получили, почему? Да потому что не каждый из них – бизнесмен.

Не должен он заниматься продажами, его дело выращивать. В этом была ошибка. Деньги расходуются неэффективно в никуда. Триллион тенге сейчас выделяют на 240 тысяч рабочих мест в закрытых городах. Зачем? Какие рабочие места, если люди сидят в изоляции, в квартирах. Как они выйдут на эту работу? Вы дайте 163 миллиарда тенге на 163 сельских района. Это позволит создать 800 тысяч рабочих мест. Они, не выходя из своих домов, будут производить товары и кормить города.

Почему-то у нас не поймут, что 80 процентов населения города кормится с рынков. Но для нормальной работы частных подворий необходимо будет создать кооперативы, которые будут заниматься сбором и сбытом продукции.

– Люди от слова “кооператив” шарахаются в сторону…

– Кооперативы бывают разные. Есть кооперативы производственные. В нашей истории такие были – это колхозы. В них сельчане вступать не будут. Я же говорю о других. Сами частные подворья так и остаются частными. Кооператив нужен лишь на уровне сбора и сбыта продукции.

Возьмем для примера израильский опыт развития сельского хозяйства. Там эффективно работают мошавы – это сельскохозяйственные общины, которые работают на кооперативных началах в снабженческо-сбытовой сфере при сохранении индивидуального землепользования каждого участника. Также и у нас может быть: каждое личное подсобное хозяйство у себя дома производит продукцию, а сервис и сбыт кооперативные, что позволяет объединить всех.

Это идеальная работа в условиях карантина, сегодняшней ситуации.

Есть много плюсов в той же прибыли.

Когда реализуют продукцию от кооперативов, она продается дороже на 10 процентов, потому что закупщику выгоднее с одного места взять, чем бегать по полям и собирать у каждого по отдельности.

Пока же мы ведем феодальное натуральное хозяйство: сам произвел, сам продал. Не все, кто может производить, умеет продавать, это важно.

ЛПХ могут заключать договор на реализацию с кооперативом – и головная боль снята. Одно рабочее место на селе дает 7 рабочих мест в городе: это логистика, продавцы и т. д. – по цепочке. Поэтому сегодня важно в первую очередь направить финансовые потоки в село.

– После месяца карантина многие горожане всерьез задумались о том, что лучше бы в новых условиях жизни переехать в село, чтобы иметь свой участок, который всегда может прокормить. Как вы думаете, побегут ли массово горожане в село?

– Урбанизация идет только тогда, когда есть рабочие места, жилье в городах. Сейчас ситуация меняется, рабочих мест там нет. Люди сидят, запертые в своих квартирах. Я абсолютно уверен, что многие обратят внимание на село, на пригород. И сейчас важно создать условия. Земля у нас есть. Много участков, заброшенных домов. Если ситуация с карантином продолжится, то не исключено, что начнется обратная миграция: из города в села.

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/pora-vozvrashhatsya-k-istokam-633267/