Глобальное изменение климата уже в ближайшие годы приведет к снижению водобеспеченности на большой части территории Казахстана. Но если многие регионы страны это только ожидает в будущем, то Приаралье много лет живет в условиях недостатка воды для полива. Поэтому именно в Кызылординской области ученые уже начали работы по диверсификации посевных площадей с переходом на более засухоустойчивые культуры. Опыт региона будет интересен аграриям всей страны.
В условиях засухи
В Приаралье на сегодня используется 186 тыс. га орошаемых земель, из них 90 тыс. га отведено под рис. Однако, рисоводство требует большой объем поливной воды. Поэтому КазНИИ рисоводства приступило к работе над тем, чтобы обеспечить фермеров альтернативными культурами, а также передовыми агротехнологиями и семенным материалом.
К 2020 году площадь полива в регионе должна вырасти до 300 тыс. га. Параллельно с этим, должен расшириться и список выращиваемых культур.
— Диверсификация — это наш приоритет, — рассказал корреспонденту «КазахЗерно.kz» Бахытжан Дуйсембеков, директор Казахского НИИ рисоводства (Кызылорда). — Воды все меньше год от года, и это грозит разорению фермерам, которые продолжат работать по старинке.
Второй аргумент за расширение списка выращиваемых культур – ожидаемый подъем животноводства в Казахстане. Согласно отраслевой программе, поголовье скота за 10 лет должно удвоиться. Пропорционально вырастет и спрос на корма.
Выполнение целевых индикаторов Госпрограммы по развитию АПК РК на 2017 – 2021 по увеличению производства мяса, молока и других продуктов животноводства зависит, прежде всего, от обеспечения скота полноценными кормами.
Царица полей
Хозяйства, которые специализируются на молочном животноводстве, уже сейчас выращивают кукурузу. И опыт в этом направлении у региона большой – еще с советских времен. Однако, на сегодня обеспеченность животных кормами (кукуруза на зерно, силос) в Кызылординской области составляет 30 — 40% от нормы. Не лучше (а порой и хуже) ситуация в других регионах страны.
В 2019 году по Кызылординской области площади посева кукурузы на зерно составила 680,1 га, средняя урожайность 36 ц/га. Кукуруза на силос заняла 655 га, средняя урожайность 151 ц/га. Специалисты считают, что для укрепления кормовой базы необходимо увеличить посевные площади кукурузы на силос до 1500 га, на зерно – 1700 га.
— Условия в Кызылординской области для выращивания кукурузы подходят, — рассказал Бахытжан Дуйсембеков, директор КазНИИ рисоводства. – Единственный сдерживающий фактор – отсутствие специализированной техники для уборки кукурузы. Ведь в основном у нас регион рисосеющий, поэтому, парк техники «заточен» под рис. Есть всего пара крупных молочных хозяйств, которые располагают необходимыми комбайнами и выращивают кукурузу. Даже комбикормовый завод, который есть в Кызылорде, тоже в основном работает на рисовых отходах. Мы убеждаем их, что нужно переходить на другое сырье (кукуруза, донники, сафлор, соя) потому что ценность таких кормов намного выше. Сейчас пшеницу, ячмень, сафлор, сою приходится завозить из соседних регионов. Это дорого. Намного выгоднее было бы выращивать самим, на месте. И наш институт активно работает, чтобы помочь им, в том числе семенами.
Ну, а пока несбалансированность кормов по основным питательным веществам (протеину, сахарам, минеральными веществами) оказывает отрицательное влияние на продуктивность животных.
Семь «пилотов»
В 2019 году КазНИИ рисоводства реализовал в Кызылординской области семь пилотных проектов по выращиванию различных культур, а также по внедрению нового сорта риса собственной селекции.
Например, на 40 га была высажена соя. Урожайность получилась неплохой – 25 ц/га. Это при том, что в Алматинской области средний урожай 18 – 20 ц/га. После этого перспективами сои многие фермеры заинтересовались. И в нынешнем сезоне в Кызылординской области планируется сев 267 га сои.
— Другой проект нами реализовывался в предгорьях Каратал, это южная зона Кызылординской области – самая жаркая, — рассказал Бахытжан Дуйсембеков. – Так вот, на площади 5 га, благодаря применению аквагелей, мы получили 13,5 ц/га яровой пшеницы, а также по 7,5 ц/га сафлора. И это – при жесточайших погодных условиях! Температура в течение месяца поднималась до 50 градусов. Все вокруг сгорело, а у нас эти культуры благополучно дозрели и дали хороший урожай. Для сравнения, в соседней Туркестанской области сафлора даже 4 ц/га не могли получить. Из-за этого неурожая на рынке возник ажиотаж.
Аналогичным образом КазНИИ рисоводства провел «пилоты» с применением современных агротехнологий (использование аквагелей, антистрессовых препаратов и т.д.) и по другим культурам. И все – успешно. Например, картофельные поля дали 250 ц/га.
— Где подключается наука, там появляются результаты, — резюмировал Бахытжан Дуйсембеков. – Земля у нас готова вознаградить труд фермера – главное, работать с ней грамотно.
Сладкие перспективы
Самой выгодной кормовой культурой специалисты называют сахарное сорго. Эта культура считается наиболее засухоустойчивой в мире благодаря своей особенности – в период высоких температур и нехватки влаги, она не засыхает, а впадает в анабиоз. При улучшении условий – продолжает расти. При этом, обильного полива не требует, что делает ее пригодной для выращивания в условиях ограниченности водных ресурсов. В стеблях содержится сок, содержащий до 20% сахаров.
Дополнительный плюс культуры – ее способность вытягивать из поливных земель откладывающиеся в почве соли. Таким образом, происходит восстановление пашни. Кроме того, сахарное сорго после жатвы оставляет в поле примерно 18 тонн органики на гектар – корни, пожнивные остатки и т.д. Это позволяет в течение сезона получить естественным образом большую массу органики и значительно увеличить плодородие почвы. Есть еще одно важное экологическое преимущество: 1 га сорго поглощает углекислого газа в четыре раза больше (56 – 57 тонн), чем такой же участок лиственного леса (16 тонн).
— У бизнеса к сахарному сорго интерес большой, — рассказал Бахытжан Дуйсембеков. – Ведь если наладить его переработку, можно получать сахарный сироп, который на рынке стоит $4 за килограмм. Гектар может приносить до $40 тыс. за сезон. Плюс, по цепочке можно получать другие продукты – например, биоэтанол. Также сахарное сорго хорошо идет на силос. Сдерживающий фактор выращивания – опять отсутствие специализированной техники. Если государство будет поддерживать оснащение фермеров, то дело пойдет. Для всей Кызылординской области в 2019 году на инвестсубсидии по закупу техники и оборудования было выделено всего 1,5 млрд тенге. Это крохи, которых ни на какое улучшение техники не хватит.
При этом, рентабельность выращивания сахарного сорго очень высокая. Бахытжан Дуйсембеков рассказал о знакомом ему примере в Молдавии, где хозяйство, имеющее 250 га, за три года окупило и технику, и восстановительные работы на заброшенном перерабатывающем заводе.
Сдерживающие факторы
Сдерживающим фактором, помимо отсутствия спецтехники, является слабое семеноводство. Сейчас казахстанские крестьяне многих регионов стараются завозить семена из-за границы.
— Потенциал у наших отечественных гибридов очень хороший, — отметил Бахытжан Дуйсембеков. – Хотя, отечественных селекционеров фермеры часто критикуют за низкое качество семенного материала. Но давайте честно скажем, почему хромает наука? Мы работаем с приборами и оборудованием еще 80-х годов, которые пора давно уже списать. Возьмите семеноводство: семяочиститель изношен настолько, что просто не способен подготовить материал качественно. Сорта есть, но мы не можем их качественно подготовить – очистить, откалибровать, протравить. Да, мы способны многое показать, но для этого государство должно поддерживать науку. А если не обновлять базу каждые 5 – 8 лет, мы продолжим отставать.
Как бы то ни было, Казахский НИИ рисоводства намерен активно работать в выбранном направлении. В нынешнем году институт подает на конкурс в местное сельхозуправление еще шесть проектов в надежде получить под их реализацию финансирование. Это позволит повысить информированность фермеров о возможностях диверсификации и переходу на более рентабельные культуры.