Ольга Викторовна Абрамова, которую многие называют самым креативным, инициативным и коммуникабельным российским министром сельского хозяйства, рассказала в интервью порталу AGRO XXI о том, как создавался и будет в дальнейшем реализовываться важный проект по детскому агрообразованию
- В Удмуртской Республике в прошлом году произошло важное событие для всей России– запуск регионального проекта по агроклассам. В чем Вы, как министр сельского хозяйства Удмуртской республики, видите его ценность, востребованность и актуальность на сегодняшний день?
- Несомненно, начало такого проекта на территории Удмуртской Республики – важный шаг, как для агропромышленного комплекса региона, так и для системы образования. Проект «Кадры для АПК со школьной скамьи» удивителен своей уникальностью. Мы не отрицаем, что подобные проекты существуют в других регионах России, но для Удмуртии данный проект является стартовой площадкой для детей в области формирования знаний и компетенций о сельском хозяйстве, о правильном его представлении. На сегодняшний день у нас обучается 95 агроклассников, 16 из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Охвачено 4 школы, однако в проект уже стремятся попасть еще порядка 10 школ, в том числе коррекционные, что говорит об интересе детей и востребованности обучения по сельскохозяйственному направлению.
- Какие задачи проект должен решить в первую очередь и на какую возрастную группу сделаны ставки, почему именно этот возраст?
- Основная задача проекта – заинтересовать, увлечь ребенка сельским хозяйством. Может быть, в какой-то мере мы ломаем устаревшие стереотипы. Хочется приоткрыть ребенку завесу в мир АПК, где ферма – это не навоз, а высокотехнологическое оборудование и автоматизация.
Наши агроклассники – это 8-11 классы. Упор сделан на предвыпускные и выпускные классы с целью профориентации. К тому же в этом возрасте ребенок уже осознает, что действительно ему интересно.
- При создании проекта на каком опыте создавалась, скажем так, идейная база – советское российское прошлое, когда были пришкольные участки, или современный зарубежный опыт школьных ферм (например, в Великобритании это общепринятая практика), или что-то другое?
- При создании проекта учитывалось в первую очередь, что мы действительно можем дать детям здесь и сейчас, и как это сделать интересно и современно. Мы исходили из своих возможностей, потому что, полагаясь только на чужой опыт невозможно построить нечто новое и уникальное.
Конечно же, был изучен опыт субъектов нашей страны: Тюменская область, Оренбургская область, Калужская область, Краснодарский край и др. Самый интересный опыт, на наш взгляд, в Тамбовской области – там целая агрошкола и в Республике Беларусь, где на базе Гродненского государственного аграрного университета функционируют агроклассы в очень живом и интересном формате.
Таким образом, связывая наработки других регионов и наши возможности, получился уникальный проект на территории Удмуртской Республики.
- Можете ли Вы сказать, что Ваши агроклассы – действительно уникальный аграрный образовательный продукт с долгосрочными перспективами?
- Мы можем это утверждать. Во-первых, у нас уникальные лекторы – это не преподаватели образовательных организаций аграрного направления, а действующие работники сельскохозяйственных организаций. Также, я лично проводила первые лекции в агроклассах по введению в профессию. Большинство лекций по модулю животноводства читает заместитель министра, курирующий данные вопросы. Наши лекторы, увлеченные люди с горящими глазами, которые болеют своим делом и способные увлечь детей. Во-вторых, ничто так не заинтересует детей как практика. Поэтому большинство наших занятий – практические, и не просто в аудитории, а на действующих СХО. В-третьих, у ребят есть возможность получить водительское удостоверение на категорию А1, в дальнейшем мы планируем расширять количество категорий. В-четвертых, что немало важно, в нашем проекте участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не на шутку увлечены данной тематикой и в будущем уже планируют связать свою жизнь с такой замечательной сферой как агропромышленный комплекс.
В 2020 году мы планируем развивать данный проект в направлении профессионального образования. При условии, что организация профессионального образования производит сельскохозяйственную продукцию она сможет получить грант на развитие материально-технической базы, с последующим обучением агроклассников на свой территории. Ну и, конечно же, главной перспективой проекта является дальнейшее обучение ребят на сельскохозяйственные профессии. При проведении опроса среди наших агроклассников выпускных классов, 10% планируют поступать в аграрные учебные заведения.
- Расскажите, пожалуйста, интересные моменты из истории становления проекта – от идеи до реализации. Как выстраивалась структура и коммуникации между участниками проекта?
- Если оглянуться назад, то на территории нашего региона уже были задатки проекта «Агрокласс», в отдельных сельских школах учили мальчиков на тракториста-машиниста, где-то ребята вели свои пришкольные участки. У нас возникла мысль: «А если объединить это воедино и создать мощный инструмент, способный не просто выполнить свою функцию по засаживанию грядки морковкой, а показать детям, как это будет происходить, как выбрать семена, проверить их на всхожесть, удобрить, прорастить, ухаживать, постоянно анализируя действия?». Тогда было решено – идее быть.
Надо понимать, что одно только Министерство и школа не сможет дать тот набор знаний и практических навыков для детей, чтобы заинтересовать их. Поэтому участники проекта – это органы исполнительной власти, бизнес - структуры, образовательные организации всех уровней образования, социальные институты, фермеры, СМИ, люди, заинтересованные данной тематикой. Первый наш шаг – это спросить мнение потенциального участника проекта. На первом же совещании абсолютно каждый партнер проекта высказал положительное мнение. Самое интересное, пожалуй, что мы долго не могли определиться с муниципальным образованием, на территории которого открывать проект «Агрокласс», так как каждый хотел, чтобы это было у него. Изначально планировалось в 2019 открыть один класс – пилотный вариант. Как итог мы имеем 4 класса в трех муниципальных образованиях.
- Насколько было сложно (или наоборот) Вам, как чиновнику высшего ранга, курировать проект? Были ли какие-то особенно интересные и полезные, с Вашей точки зрения, инициативы и от кого они исходили – от представителей образовательного сообщества или бизнеса?
- Инициативы по проекту исходят от всех участников. Сегодня агроклассник может спросить: «А мы будем изучать кролиководство?», будем. Чуть позже может позвонить руководитель предприятия и сказать: «А давайте расскажем детям про дневной цикл коровы?», с удовольствием. Каждая сторона заинтересована в развитии проекта. Мы учитываем мнение каждого, только при этом условии существует гарантия удовлетворения потребности участников проекта.
Курировать данный проект – это вдохновение. Я понимаю, что я могу дать детям что-то значимое и делаю это. На моих глазах растут новые кадры, заинтересованные в отрасли.
- Как удалось привлечь агробизнес и какие преимущества агробизнес увидел от участия в проекте?
- Самое главное их преимущество - в обучении потенциальных работников. Агрокласс – это не только обучение и практические занятия, но стажировки. В ходе обучения работодатель может предложить прохождение стажировки на своем предприятии. Так, директор ООО «Глобал», фирмы, занимающейся вопросами внедрения спутникового мониторинга транспорта, на церемонии открытия проекта уже изъявил желание и потребность в молодых специалистах, и готовность проведения стажировок.
- Какие агропредприятия откликнулись первыми – крупные и уже известные на агрорынке, те, что уже плотно сотрудничали с Минсельхозом Удмуртии, или были относительно молодые сельхозхозяйства?
- Главный партнер проекта – уже известный многим не только в России, но и за рубежом ООО «КОМОС ГРУПП». Данный холдинг представляет собой развитую структуру предприятий областей молочной и мясной перерабатывающей промышленности. Так же, основные участники проекта это: ООО фирма «Интерпартнер», ООО «Агродока», АО «Агрокомплект», ООО «Агропрофсервис», ООО «МИР», АО «Тепличный комбинат «Завьяловский», ООО «Можгаплем», АО Агрохимцентр «Удмуртский» и др.
- Есть ли в проекте фермеры, готовые предоставить для практики детям и подросткам свои площадки, делиться опытом?
- В нашем проекте будут участвовать все формы сельскохозяйственных организаций. Мы хотим представить опыт и по выращиванию молочного и мясного рогатого скота. Также считаем, что интересным будет опыт по сыроварению и пчеловодству. Надо показать детям, что это не только интересно, но и прибыльно, ежегодно Министерством выдаются гранты для фермеров на развитие их отрасли.
- Больше представителей животноводства или растениеводства?
- Удмуртия – это молочный регион, у нас развито животноводство, но животноводство не может существовать отдельно без растениеводства, так как корма – это составляющий элемент системы. Поэтому данные модули в учебной программе представлены в равной степени, точно так же как и механизация. Каждое звено цепи сельского хозяйства взаимосвязано между собой, без одного не будет другого. Очень важно, чтобы ребята поняли это.
- Какие школы выразили заинтересованность, в первую очередь, городские или сельские? Сколько их вошло в проект и сколько ребят-участников на сегодня? Больше девочек или мальчиков?
- Как я уже говорила ранее, в планах было открытие одного агрокласса в сельской местности. В процессе обсуждения и наработок проекта, принято решение об открытии большего количество классов по количеству заявок от образовательных организаций.
На данный момент у нас 4 школы – участницы проекта: 3 из сельской местности и одна из столицы региона. Однако, городской агрокласс – это сборный класс нескольких школ Ижевска, в том числе коррекционных. 95 агроклассников, из них 16 с ОВЗ постигают азы сельского хозяйства. Большинство учащихся – девочки, которые заинтересованы в профессии «Агроном».
- Какими Вы увидели этих детей-участников и чему они должны научиться, помимо аграрных дисциплин, чтобы быть успешными в современном АПК?
- По моему мнению, дети заинтересованы в обучении по направлению сельского хозяйства. Они увлеченно слушают лекции, задают наводящие вопросы, спрашивают, когда будет следующее занятие, практическая работа и экскурсия и это самое главное. Нам важно такое внимание и интерес, это наша обратная связь, это показатель, что мы движемся в правильном направлении.
Помимо аграрных дисциплин очень важно быть компетентным в вопросах проектной деятельности, системы развития сельских территорий и коммуникаций.
- Как на сегодняшний день выглядит проект и когда будут подведены первые итоги?
- На сегодняшний день проект выглядит живым и обещающим развиваться. Мы заканчиваем первый модуль животноводство в сельских школах и второй модуль садоводства в городских школах. Ребятам нравится тематика обучения, подача материала, практические занятия. Первые итоги будут подведены в конце 2019 года. Мы соберем обратную связь, найдем свои слабые стороны и усилим их.
- Сколько времени занял проект – от идеи до запуска? Какой этап показался Вам наиболее трудоемким?
- Идея проекта возникла в июне 2019 года, запуск проекта был в октябре. За 5 месяцев мы смогли полностью наладить работу. Самый сложный и ответственный этап – формирование учебного плана и календарного плана обучения. Необходимо подобрать интересные темы для обучения, спикеров, площадки. У Министерства уже есть опыт в обучении, ежегодно мы составляем календарный план обучения для специалистов сельскохозяйственных организаций региона, однако обучить взрослого и ребенка это разные вещи.
- Что бы Вы хотели пожелать участникам этого проекта и аналогичных инициатив? На каких информационных ресурсах будет освещаться проект и будут ли участники вести свои странички в соцсетях? О том, что Вы рассказываете на своей страничке в Фейсбук о проекте, известно, и рассказываете очень интересно. Большое спасибо за этот замечательный проект и Вашу личную позицию в поддержку детского агрообразования!
- Каждому участнику проекта я хотела бы выразить огромную благодарность за помощь в реализации проекта, мы совместно делаем великое дело. Каждому агрокласснику я хочу сказать, что он великолепен и его горящие глаза главная благодарность для нас. Тем, кто еще думает над вопросом по открытию подобного проекта в своем регионе, несомненно, нужно двигаться вперед и воплощать идеи в жизнь.
Деятельность нашего проекта освящается в региональных СМИ, а также на официальных источниках Минсельхозпрода УР в сети интернет, каждая образовательная организация ведет страницы в социальных сетях своих учреждений, где после каждого занятия дети дают обратную связь. Кроме того, в октябре 2019 года между Российским союзом сельской молодежи и Министерством было подписано Соглашение о взаимодействии по открытию агроклассов, а в декабре 2019 года проведена встреча с компанией DigitalAgro, в ходе которой было принято решение о транслировании нашего опыта на образовательной платформе Открытый аграрный университет «Земля знаний». Я считаю, что нам есть чем гордиться и чем можно поделиться с другими!