Жм, 05/15/2020 - 16:57
Жаңалықтар

Окончание XX и начало XXI века стали эпохой борьбы за качество образования и человеческого капитала, приобретшей поистине планетарные масштабы, ведь именно эти факторы признаны ключевыми в дальнейшем развитии человечества и каждой страны на Земле.

Эта эпоха привела к созданию серьезных международных объе­динений, нацеленных на совершенствование качества образования, – ЮНЕСКО, Европейского пространства высшего образования (Болонского процесса), куда входит и Республика Казахстан, Африканского и Малагасийского совета по высшему образованию (CAMES) и других организаций.

Планета обрела новый, теперь уже международный независимый механизм обеспечения качества высшего образования – аккредитацию вузов. Земной шар сегодня плотно «опутан» сотнями международных сетей аккредитационных агентств.

Качеству образования много внимания уделяется и в Респуб­лике Казахстан: Елбасы ­Нурсултаном Назарбаевым с первых дней независимости и Главой государства Касым-­Жомартом ­Токаевым – с момента избрания на пост Президента страны. Это качество сегодня должно отвечать самым высоким меж­дународным стандартам. Над реализацией данной задачи пос­ледовательно работает Минис­терство образования и науки РК.

Одним из действенных механизмов достижения такого качества являются и рейтинги ведущих вузов. В сегодняшнем мире такие рейтинги выполняют несколько важных функций. Они служат, во-первых, ориентиром для абитуриентов и родителей при выборе alma mater, во-вторых – важным индикатором качества образования в стране, в-третьих – ориен­тиром для работодателей в подборе качественного персонала, в-четвертых – индикатором важнейших источников научно-инновационного развития.

В этом ряду важное место занимают ежегодно проводимые с 2014 года рейтинговые исследования Независимого агентства аккредитации и рейтинга (НААР⁄IAAR).

Стратегическим достижением НААР⁄IAAR стало успешное прохождение международного аудита Международной обсерваторией по академическому ранжированию IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence и получение в нынешнем году знака IREG Approved.

НААР⁄IAAR стало первой и пока единственной в Центральной Азии организацией, получившей столь высокий статус. Он подтверж­дает, что методология рейтинга вузов НААР⁄IAAR полностью соответствует международным стандартам качества. А значит, объективно стимулирует и ориентирует на мировые стандарты и качество образования, предоставляемого ранжируемыми вузами.

На участие в Национальном рейтинге востребованности вузов в 2020 году подали заявки 89 вузов. Однако в связи со сложной ситуа­цией, связанной с пандемией COVID-19, некоторые организации образования не смогли в полном объеме представить необходимые данные и, соответственно, принять участие в рейтинге.

Тем не менее в 2020 году в рейтинге зарегистрировано 1 939 образовательных программ, что в два раза больше, чем в год старта рейтинговых исследований НААР⁄IAAR. Это показывает, что Национальный рейтинг востребованности вузов НААР⁄IAAR становится все более авторитетным и необходимым в Казахстане.

Здесь нельзя не отметить, что ключевая ориентация рейтинга идет на востребованность – это одно из важнейших требований времени. И вуз, и предоставляемое им образование, и выпускаемые специалисты должны быть реально востребованы экономикой и общест­вом, отвечать их сегодняшним и перспективным требованиям.

В число важнейших показателей методологии ранжирования, разработанной НААР⁄IAAR, входят следующие ключевые показатели: институциональная и программ­ная (специализированная) аккредитации как международно-признанный показатель качества образования; уровень развития человеческих ресурсов (как обу­чающихся, так и профессорско-преподавательского состава); интернационализация высшего образования, его интеграция в международное образовательное пространство; уровень развития научных исследований; трудоуст­ройство и востребованность выпускников на рынке труда.

Лидером рейтинга среди казахстанских вузов стал Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева. На втором месте находится Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина. Третье место занял Карагандинский государственный технический университет.

В пятерку лучших вузов Казахс­тана вошли: Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова, Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова, Казахский национальный аграрный университет, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, Алматинский технологический университет.

Анализ результатов нынешнего рейтинга НААР⁄IAAR показывает, что в казахстанской системе высшего образования идет последовательное становление новой образовательной парадигмы и наблюдается ряд весьма позитивных тенденций: наращивание академической самостоятельности, развитие интернационализации и академической мобильности, увеличение числа совместных образовательных программ с ведущими зарубежными вузами, рост исследовательской активности, качества и количества научных публикаций, развитие участия студентов в управлении и самоуправлении вузов.

Особо радует, что вузы начинают предметное исследование рынка труда и повышают заботу о достойном трудоустройстве своих выпускников (ориентир здесь – не только обязательное стопроцент­ное трудоустройство обучившихся по госзаказу, но и поиск достойных рабочих мест для остальных выпускников). В этом же ряду – все более активное взаимодействие вузов с работодателями, с Нацио­нальной палатой предпринимателей «Атамекен» и другими объе­динениями бизнеса. Все это также работает на рост востребованности вузов и специалистов.

Оценка результатов ранжирования образовательных программ по отраслям показывает, что успех в рейтинге зависит от качества, разнообразия и соответствия профилю вуза, а не количества образовательных программ.

Отличительной особенностью рейтинга НААР⁄IAAR в 2020 году является ранжирование образовательных программ в соответствии с классификатором подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием МОН РК по группам, направлениям, облас­тям и уровням образования. Это ранжирование представлено в Генеральном рейтинге «ТОП-22» вузов РК, а также трех (для бакалавриата, магистратуры, докторантуры) Институциональных рейтингах вузов РК по областям образовательных программ и, соответственно, трех рейтингах вузов РК по группам образовательных программ.

Для информирования широкой общественности представляются результаты ранжирования лидирующих вузов Республики Казахстан в электронном виде (www.iaar.agency, www.egov.kz).

«Национальный рейтинг вос­требованности вузов РК-2020», ежегодно проводимый Независимым агентством аккредитации и рейтинга, является эффективным инструментом ранжирования и оценки, способствующим повышению конкурентоспособности образовательных услуг и научных исследований, ориентированным на продвижение качества казахстанского высшего образования.

Участие в рейтинге становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности, успешности вузов в условиях трансформации системы образования, направленной на достижение мирового уровня качества подготовки специалистов, востребованных в важнейших сферах развития страны.

Источник: https://www.kazpravda.kz/fresh/view/natsionalnii-reiting-vostrebovannosti-vuzov-rk-2020?fbclid=IwAR1lSo89tjyn4HY2Gy1AJ4_xW8dqhnQvcK72b2DloD7RJCfjNBnyvd8Y2co